"Тайная любовь" Александра Родченко

"Тайная", "романтическая", "страстная"... любовь Родченко - это "Девушка с Лейкой" или Евгения Лемберг. Мне пришлось в буквальном смысле выискивать какие-то короткие фразы из писем и дневников Александра Родченко и его жены Варвары, чтобы хоть как-то понять историю их отношений.

Официально Евгения была "друг семьи" и ученица Родченко в 30-х годах. Формально,
Родченко зарегистрировал свой брак с художником Варварой Степановой только в 1942 году в Пермской области во время эвакуации, несмотря на то, что они были знакомы еще до революции (В Казани во время учебы), но вместе работали и жили. Другими словами, как сейчас принято говорить - это был "гражданский брак" с Варварой Степановой.

В 30-х годах Варвара и Евгения много помогали Родченко. Например, они вместе занимались распространением фотографий с "Беломор-канала" (1933) по редакциям. Родченко проявлял
и печатал фотографии в Медвежьегорске, потом отправлял их в Москву, в том числе в журнал "СССР на стройке", который после войны был переименован в журнал "Советский Союз". Распространением фотографий в Москве и занимались Варвара и Евгения.

Насколько я понял из писем и дневников - это была не только романтическая любовь, но и трагичная. В конце концов Евгения Лемберг погибла в железнодорожной катастрофе летом 1934 года, когда их личные отношения с Родченко уже не существовали (судя по
дневникам), но, видимо, сохранились отношения как "учителя и ученицы" потому, что в это путешествие на поезде она пригласила и Александра Родченко (они часто путешествовали вместе, например в Краматорск, Донецкой области, летом 1934 г. за некоторое время до ее смерти), но он, в последний момент, "отложил поездку на день". Евгения уехала одна и погибла...

Фотография "Девушка с Лейкой" была снята очевидно весной или летом 1934 года, если верить аукциону Cristies, где винтаж был продан в 1992 году за сумму в 115000 фунтов стерлингов. Так же существуют фотографии Евгении Лемберг "в морских волнах" (без Лейки и одежды) и несколько фотографий "на постели", которые, якобы, тоже были представлены в экспозиции в Лозанне: "Женские образы в фотографиях Александра Родченко" под кураторством Даниэля Жирарди и внуком Родченко - Александром Лаврентьевым. Но я не видел этих снимков.

В дневниках Родченко, на протяжении десятка лет после смерти Евгении Лемберг, есть упоминания о ней (часто рассказанные сны), которые позволяют думать о "романтической любви", а не только о "увлечение учителя своей молодой ученицей".

Ну вот сам источник:


18 февраля 1934 г.

...

Женя звонила, зовет завтра снимать что-нибудь. Хочется
завтра уйти куда-нибудь. Одному. Ни с ней, ни без нее...

20 февраля 1934 г.
Вчера был в Доме печати с Женей...
Вопрос встает ребром, или с ней жить окончательно,
или расстаться... Ей захочется в гости, на вечера, а мне надо работать серьезно, 26 - 43, это математика... Это реальность.

21 февраля 1934 г.
Написал Ж. прощальное письмо. Немного рисовал. Впечатление такое, будто после больницы приехал домой и не найду себя. Роюсь на полках, все что-то ищу... И ищу свою уверенность и спокойствие... Ищу себя... Смотрю журналы, читаю о живописи... Хочется начать все снова.
..

22 февраля 1934 г.
....
Нерабочее состояние ввиду раздвоенного чувства между мастерской, работай, Варварой и Женей...

21 декабря 1936 г.

...(около двух лет после смерти Лемберг)
Писать о женщинах как-то не хочется, но, с другой стороны, без женщин нет ни романтики,
ни чувства.
Любовь Варвары ко мне необычайно глубока...

А к Варваре как женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно...

25 мая 1939 г.

.....
Сегодня снилась совершенно реально Женя, будто она приехала... Я был такой счастливый...
По дневникам и письмам мне не удалось понять действительно ли Родченко расстался с Евгенией 21 февраля 1934 года, когда написал ей "прощальное письмо", но факт остается фактом, они продолжали работать вместе, были в Краматорске (Лейка Родченко оказалась не исправной и съемка провалилась, контракт с заводом был расторгнут), они вместе снимали в Парке культуры... - все это было буквально перед ее смертью.

Другими словами иных фактов нет или они не известны. Однако, будучи человеком циничным, но с долей романтики, я закончу этот пост "оптимистично" и словами
голливудских классиков: "И только смерть разлучит нас".

На фотография А. Родченко Евгения Лемберг: 1. На стадионе "Динамо" 1932 г. 2. "Девушка с Лейкой", 1934 г
. 3. "Девушка с Лейкой" в другом ракурсе.
(Продолжение)
P.S. Скорее всего эта фотография "с моря" имеется ввиду, которая могла присутствовать на выставке
в Лозанне: "Женские образы в фотографиях Александра Родченко"А фотография "на постели", скорее всего, вот эта:

Загрузить весь ПДФ на диск
Источник здесь

Популярные сообщения