понедельник, августа 24, 2009

Синдром Трагедии

Мне было 24 года, когда я попал на землетрясение в Армении. По большому счету это был мой первый фоторепортаж для газеты. Именно там, в хаосе, ужасе, среди трупов, разлагающихся на улицах, среди обезумевших людей, переживших невероятную трагедию, я решил для себя стать фотографом и газетчиком. Это был очень сознательный выбор, после которого обратной дороги к астрофизике и в университет... уже не было. Я два раза летал в Армению в тот "черный декабрь" 1988 года. Спал на улице среди развалин и пережил невероятный шок от увиденного. Сделал 3-4 репортажа и фоторепортаж (первый) на всю последнюю полосу газеты, но они у меня не сохранились...Так странно, я нашел эту газету в своем (ужасного вида) архиве за декабрь 1991 года, почти сразу после развала СССР. Статья была написана мной к 3-х летию трагедии в Армении. Всего три года я работал в этой газете и параллельно как "стрингер" в нескольких западных агентствах, журналах и газетах. После того как умер главный редактор "Вечерняя Казань" Андрей Гаврилов, я ушел из газеты и стал работать в московском бюро NRC*Handelsblad фрилансом, но образ жизни практически не изменился. Эти три года были самыми ужасающими в истории современной России, которые закончились крахом СССР и трагедия приобрела иной виток своего развития. Потом наступил пост-имперский синдром, который до сих пор выражен в звериной ненависти к Западу и нетерпимости к другим национальностям бывшей страны Советов. Так или иначе, прошло 18 лет и прочитав эту статью, о которой я давно забыл, мне как-то стало совсем хреново.

газета "ВЕЧЕРНЯЯ КАЗАНЬ", №244, 6 декабря 1991 года, пятница
Рубрика "Точка Зрения".

СИНДРОМ ТРАГЕДИИ

Олег Климов, корр. "ВК", фото автора

Армения. Ленинакан. Декабрь 88-го. Землетрясение. "Нечеловеческая сила, в одной давильне всех калеча, нечеловеческая сила земное сбросила с земли..."
Прошло три года. Если вы думаете что мы решили только почтить память погибших от неистовства природы, то это не верно. Гораздо важнее помнить безвинно павших от рук человека. А за эти три года их было по стране не меньше, чем в тот "черный декабрь" в Армении. Землетрясение стало своеобразным знамением для всех: десятки тысяч убитых, сотни тысяч беженцев, разрушенное государство. Чтрах. И мы уже боимся не столько жестокости природы, сколько жестокости варваров в обличии людей.

Да, тогда Армению называли "эпицентром горя", затем "эпицентром страдания". Это действительно было так, но вместе с тем это был эпицентр убийств, грабежа, мародерства. Одни старались этого не замечать, другие предпочитали об этом не писать, третьи говорили , как об исключении из правил... Но спросите любого спасателя, и он вам скажет, что ужас вызывает не сотни изуродованных трупов, разложенных по улицам, а отношение живого человека, обуянного страхом, к происходящей трагедии.

Уже в первые минуты после землетрясения в Ленинакане грабили универмаг, магазины, госбанки, еще даже совершенно не сознавая, что же произошло: война, взрыв АЭС или землетрясение? И объяснение этому может быть только одно - исковерканное системой сознание человека.

Я был в Ленинаканском РОВД, когда ввели парня лет 20-ти, задержанного потому, что в багажнике его машины обнаружили бронзовые дверные ручки из универмага. Мне трудно судить, о чем был разговор, но парня повернули лицом к стене и стали выворачивать карманы. В них оказались кольца, серьги, выбитые зубы с золотыми коронками... Его успели ударить только один раз. Следующим ударом была пуля в затылок...

А что началось, когда объявили, что за каждого погибшего будут выплачивать по 200 рублей отсавшимся в живых родственникам! Так как большинство "бывших людей" было невозможно опознать, то у некоторых "живых" оказалось по несколько матерей, жен, детей... Зато стало меньше трупов, разлагающихся прямо на улице.

Что касается помощи медикаментами, продовольствием и так далее, то в большинстве своем их можно было встретить на рынках всего Союза.

Аэропорты Еревана, Ленинакана были переполнены самолетами разных авиакомпаний мира. От туда можно было улететь в любую точку страны, на любой континент Земли. И никто бы у вас не спросил паспорта, аусвайс и тем более билет на самолет. Турция любезно разрешила "нарушать" ее государственные границы самолетам, приземляющимся на аэродром Ленинакана. Однако именно в этом аэропорту задержали человека, который за пазухой прятал... отрубленную руку с бриллиантовым браслетом. Все очень просто: рука опухла и было невозможно снять браслет в "полевых условиях".

Школьники, студенты, рабочие и служащие, даже полунищие пенсионеры всей страны собирали деньги, вещи и отправляли пострадавшим во время землетрясения. Средства пропаганды ( массовой информации) продолжали кричать: "Еще и еще! Помогите горю!" А на месте уже ненужные вежи втаптывались в грязь. Советские телогрейки уже были не нужны. Шприцы - только разовые. Джинсы - только американские... В прессе же мы продолжали читать душещипательные истории о том, как люди посылали пострадавшим свои последние деньги, последние штаны.

Французы пригнали колонну автомобилей с промышленной помощью прямо из Парижа. Одного из водителей обезумевшая толпа, при виде товаров, просто выбросила из машины, фургон угнали в неизвестном направлении. Водитель-француз разводил руками и пытался объяснить, что он совсем перестал понимать людей.

Но нам вновь и вновь твердили: "В горе мы все едины! Помогите!" А из Азербайджана в Армению шли телеграммы: "Поздравляем с землетрясением!" В Карабахе продолжалась война.

Прошло три года. Что изменилось в Армении? Практически ничего. Двухлетний план восстановления разрушенных городов выполнен лишь на 15 процентов - и это тогда, когда помочь пытался весь мир. Ленинакан по-прежнему бедствует. Спитак по-прежнему разрушен. И ради Бога не нужно искать виновных в лице коммунистических монстров, мафии, всемогущего центра или соседних республик.

В итоге "перестройки" вся страна пришла к бедствиям, разрушению, к локальным войнам. Десятки тысяч беженцев. Сотни убитых и раненых, а мы по-прежнему продолжаем искать виновных в лице таинственных и анонимных организаций. Я не знаю как там в этих организациях, но я видел как в Азербайджане простой люд грабит брошенные армянские села. Видел заживо сажженых в Узбекистане, обезглавленных в Киргизии. Пожалуй "из всех насилей, творимых человеком над людьми, убийство - наименьшее, тягчайшее же - воспитание". Мы все воспитаны в духе классовой борьбы, подозрительности и ненависти друг к другу, вечно ищем хоть каких-нибудь врагов.

Главное, в чем ошиблись коммунисты, когда мечтали о "светлом будущем", так это в человеческой природе, раз и навсегда утвердив устами пролетарского классика: "Человек - это звучит гордо!"

Мне кажется, не будет преувелечением, если сказать, что нашу страну постигло величайшее землетрясения в области экономики, политики, морали... И вот уже вновь просят денежных займов, продовольствия. Уже просит вся ненасытная страна. И уже весь мир готов протянуть руку помощи. Стоит ли?

Главные виновники происходящего сейчас в нашей стране - это не коммунисты и не масоны, не мафия; это мы с вами - обезумевшие от страха перед голодом, холодом, войной. Мы, которые отправляли последние деньги пострадавшим в Армении, теперь рвем глотки друг другу в очередях за колбасой и водкой. Мы, озверевшие в экстремальных условиях, готовые по сигналу грабить и убивать...

Одно качество нас отличало от зверей - сознание. Но с каждым днем, с каждой новой трагедией приходится убеждаться, что человек - далеко не вершина того, что создал Господь на шестой день сотворения Мира.