"Казанская фотография"


Так вдруг написал потому, что вспомнил историю Фарита Губаева (Казань), рассказанную им лет двадцать назад в редакции газеты "Вечерняя Казань". Представьте себе: Человек невысокого роста, в джинсах с подогнутыми внизу штанинами как это было модно, с длинными как смоль черными волосами, с большими голубыми глазами навыкат и с камерой на груди говорит вам: "Снимать войну и смерть - нужно иметь мужество, но заниматься фотографией - нужно иметь терпение и эстетическое восприятие жизни". Так или примерно так - на меня это произвело впечатление, но понимание пришло только после первой войны и первой увиденной смерти. "После первой крови" как говорится.


Думаю и так понятно, что в то время группа Тасма противопоставляла себя официальной фотографии, показывала социальные аспекты общества, откровенно говорила о положении человека в государстве. Группа объединяла в себе совершенно разных фотографов по стилистике и жанру. Там были документалисты, фотожурналисты, арт-фотографы и пейзажисты... Главным объединяющим звеном была не только фотография как таковая, а сама идея: по-новому, по-другому, честно рассказывать об обществе и о себе. Это сейчас понятно, что вот такие маленькие группы фотографов по всей стране сохранили для нас ту "объективную реальность", которая действительно имела место быть за пеной официальной пропаганды, невежества масс, лицемерия и лживости государства. Всего того, что сейчас некоторые критики и искусствоведы называют "наивным искусством" 70-х и 80-х годов. Это было далеко не наивное искусство и не искусство вообще. Это была пропаганда в защиту безмозглости народных масс. Этим занимался ныне всеми глубокоуважаемый Александр Родченко, эту традицию продолжили уже менее уважаемый товарищ Генде-Роте (ТАСС), который снял Юрия Гагарина в фуражке и товарищ Ахломов (газета "Известия"), который больше известен тем, что собирал автографы у знаменитостей будучи фотографом. Их была добрая сотня - номенклатурщиков от фотографии и сегодня представленных в виде "наивного искусства фотографии". Смешно просто. И противно.



В том числе и благодаря фотопленке "Тип-17" казанская группа Тасма имела самый тесный круг коммуникации среди остальных фотографов страны: Владимир Семин, Валерий Щеколдин, Витас Луцкус, Антанас Суткус, Александр Лапин, Борис Смелов, Борис Михайлов, Валерий Арутюнов... Так или иначе, они все были знакомы и поддерживали друг друга в ущерб собственного эгоцентризма, которым обладал практически каждый из них.
Первоначально члены группы Тасма собирались в квартире Ляли Кузнецовой (она была председателем группы), потом в архитектурной мастерской, где работал Борис Давыдов, потом где придется. Их "Марксом и Энгельсом" в одном лице был Картье Брессон, тогда еще мало известный даже в профессиональной среде советских фотографов. Его книги можно было увидеть только в библиотеке имени Ленина (Москва) или почитать одну-две статьи - полные сарказма и коммунистической иронии в журнале "Советское фото", да и то уже на заре Перестройки. "Идеологом" и вдохновителем стиля Картье Брессона был Александр Тамбулов (Тбилиси) или просто "Грек" (В настоящее время живет в Москве). Фотографии, подобно антисоветскому самиздату, копировались и передавались из рук в руки, несмотря на то, что в них мало было чего порочившего советский строй, но насмотревшись зарубежной документалистики, наши советские фотографы могли сами начать снимать то, что снимать нельзя. Так оно и случилось на самом деле.
Практически большинство фотографов Тасмы сотрудничали с газетой "Вечерняя Казань" - прогрессивной и либеральной по тем временам. Со всеми ними, я и познакомился через эту газету. Когда я собрался ехать на землетрясение в Армению, не имея не только никакого опыта, но даже представления о работе советской прессы и когда я объяснил свою мотивацию Виталию Хашеву (ТАСМА, фотограф газеты), то он сказал очень правильные, понятные и простые слова: "Езжай, наверное тебе это надо..." и вручил мне коробку Nikon с набором оптики. Это было невероятно и, как мне кажется, последней каплей моего превращения в фотографа, а "Вечерняя Казань" стала первой городской газетой в СССР, которая передавала мировые новости от своих собственных корреспондентов (1988). Дальше новостей было больше. Тогда мы понимали, что централизации и "руководящей роли" в СМИ СССР пришел конец, по крайней мере в рамках отдельно взятой газеты. А сегодня пришел конец тому, ради чего мы все это делали. Журналистика быстро трансформировалась и на смену советской пропаганде пришел гламур и ангажемент.
Пионером и курьером между Западом и Казанью в группе Тасма стала Ляля Кузнецова, она увезла в Париж не только свои фотографии, но и фотографии других ее членов. Это было началом конца изоляции группы, но вместе с тем, это был и конец самой группе - они потеряли "единство". Однако первым, кто покинул советскую Казань навсегда был фотограф Сычев, еще при Советской власти и ему удалось вывести весь свой архив в Париж. Всю оставшуюся жизнь он работал во французских агентствах и журналах, а ныне, насколько мне известно, собирается уйти на пенсию и заняться тем, что вообще никаким образом не связано с фотографией. Может быть живописью, а может быть просто флористикой.
Совсем недавно Фарит Губаев сказал мне: "Знаешь, все считают, что казанской фотографии больше не существует. Что группа Тасма развалилась на частицы-фотографов, которые по одиночке исчезли в новом мире, что мы, ее основатели, стали пенсионеры и как все пенсионеры никому не нужны и больше не имеем отношения к современной творческой фотографии или современная творческая фотография не имеет больше отношения к нам".

Еще как имеет и я пока точно не собираюсь на пенсию. Почти уверен, что для моего коллеги Олега Никишина это тоже имеет значение, хотя и он не состоял в группе Тасма. Мы не успели. Мы из Казани "уехали на войну" и не вернулись, нам просто больше некуда было возвращаться.
Сейчас так очевидно, что наше поколение фотографов ходило на войну с таким же настроением как сегодня "девочки" ходят на дискотеку снимать клубную жизнь. У нас были разные задачи, которые перед нами поставило время и обстоятельства, но мы каждый по-своему поняли это благодаря преемственности. В этом причинно-следственном звене не случилось бы следствия, если бы не было причины. Мы никогда не стали бы снимать развал страны и череду бесконечных локальных войн, если бы не знали и не видели "другую фотографию", "другое мироощущение". Практически никто не снимал это из "цензурной прессы". Мы никогда бы не стали первыми в стране "стрингерами" и не называли бы себя "фрилансерами" - "свободными и честными" просто потому, что такой культуры и института в фотографии за "железным занавесом" до нас никогда не существовало... мы взяли это не только с Запада, но и от фотографов-нонконформистов. Этого бы ничего не было, как не было у нас в фотографий настоящего Беломорканала, не было репрессий и голодомора, даже не было Отечественной войны без фальсификации, не было психически здоровых, запертых в психиатрических больницах в нечеловеческих условиях, не было инвалидов и инакомыслящих, не было политических заключенных и не было диссидентов, не было секса и тем более порнографии. Так и получается, что каждому фотографу достается свое время и он сам решает чем ему заняться в отведенный промежуток жизни. Но проблема в том, что понять "свое время" удается лишь в будущем, которое может принадлежать уже какому-нибудь другому поколению фотографов.
Только тогда, когда я курю гашиш, я способен быть позитивным и забыть историю моей страны или принять историю отечественной фотографии за "чистую монету" искусства. Но парадокс в том, что в нашей стране запрещено употреблять наркотики, однако, это не мешает плодиться огромному количеству фотографов типа с "позитивным мировоззрением", идолопоклонством, чинопочитанием, рабской психологией и фиктивной верой в светлое будущее... Скорее всего, это тоже своего рода преемственность поколений: "Хотите похудеть? - Спросите у меня как!" или лучше: "Хотите быть фотографом? - Научитесь говорить по-английски!" - современное мракобесие и все та же безмозглость народных масс. По сути ничего не изменилось... так и будем жить в параллельных мирах без видимых и визуальных точек соприкосновения.
Фотографии ТАСМЫ сверху вниз: Эдвард Хакимов, Борис Давыдов, Ляля Кузнецова, Валерий Павлов, Фарит Губаев, Риф Якупов, Владимир Зотов, Василий Мартинков
Update: Я получил несколько личных писем в связи с рассказанной историй о группе ТАСМА и "казанской фотографии" в том числе одно из них от Фарита Губаева. С его разрешения и почти полностью я публикую это и если у кого-то есть еще информация или просто желание высказаться, то я с удовольствием соберу все в этом посте о "казанской фотографии". Спасибо.
Фарит Губаев: "...Крестным отцом и первым руководителем ТАСМы был Володя Богданов. На тот момент самый авторитетный среди нас фотограф.Человек потрясающего обаяния и созидательной энергетики. Его персональная фотовыставка в Изомузее стала огромным событием в жизни Казани. Это он затеял переворот в клубе Волга -в результате мы -группа единомышленников-ушли, хлопнув дверью Дворца культуры! Стояли в некоторой растерянности на ступеньках и не знали куда податься. Ляля предложила пока собираться у нее.
Вторым мощным и созидательным шагом была поездка Кузнецовой в "фотографическую мекку" - Вильнюс. Многие из нас тогда мечтали побывать в Литве, но решилась на это только Ляля. Как засланный казачок, она привозила из Вильнюса в Казань репродукции из фотоальбомов Брессона, Дианы Арбус и других малознакомых нам фотомастеров.
В Вильнюсе фотообщество Литвы имело богатейшую библиотеку по фотографии.Через Лялю этот "фотографический родник" стал доступным и для группы ТАСМЫ. Мне самому молодому фотографу в группе пришлось возглавить Тасму,т.к. Богданов уехал из Казани покорять Север, для чего переехал жить в Норильск.
Еще в клубе "ВОЛГА" 10-12 фотографам самых разных возрастов и профессий перестали нравиться одни и те же разговоры о пленке и сортах бумаги, а начавшееся брожение в умах ждало точки кипения... Ею стала информация о том,что наши дебаты на заседаниях клуба фиксируются и передаются в особые органы... Излишняя блительность старших товаришей ускорила наш уход на улицу из теплых стен Дворца культуры.
Брессон произвел революцию в наших умах. Вот она настоящая фотография-решили мы.Его фотографии были нашими учебниками. Конечно, не все понималось, было много споров и попыток расшифровать фотоязык АКБ. (Анри-Картье-Брессон) Но главное было достигнуто-мы уже по другому смотрели на мир и друг на друга. Спасибо старшим товарищам и за это...Мы настолько были увлечены Фотографией,что не заметили как быстро прошли долгие годы застоя . И я считаю себя счастливым, т.к.успел лично сказать А.Брессону (Губаев также снимал его в Париже) про казанскую ТАСМУ и про то, что он был и есть наш главный учитель.
И еще.Ты приводишь мое рассуждение о фотографе на войне и эстетическое развитие фотографа. Самое интересное-сегодня, спустя двадцать лет, я снова готов повторить эту фразу.Мое постоянное общение и изучение основ живописи, любовь к музыке и хорошему звуку, и верность Фотографии стали основой удачных фотографий. Я благодарен своим коллегам по группе за помощь в постижении мира фотографии. Когда-то, в начале 70-х- я придумал тост-всегда второй-за НЕЕ!Фотографию!!! Тост прижился. И сегодня многие мои коллеги этот тост произносят. По документам, я давно на пенсии по инвалидности, но живу фотографией и верен ей поболее многих молодых и здоровых фотографов Казани..."