Фотограф театра
Никто не верит, но на самом деле Олег Никишин – "театральный фотограф". По крайней мере он таковым был в Казани, где жил на улице Достоевского, работал в театре имени Качалова и чинил велосипед Ляле Кузнецовой.
Мы познакомились у церкви на улице Баумана, где я снимал репортаж, а Никишин критически наблюдал за работой фоторепортеров. Его первый рассказ был о театре: свет; софиты; портреты актеров. Рассказ о театре, похожем на жизнь. Жизнь, похожая на театр для него тогда не существовала. Он если и знал, что такое репортаж, то никогда не стремился его делать. Точнее не мог потому, что был всего лишь очарован фотожурналистикой, будучи фотографом театра, с отсутствием необходимой доли цинизма и самоуверенности в успехе на фронте театра "Перестройки".
В конце 80-х и начале 90-х Олег Никишин, подверженный влиянию казанских фотографов документального направления, а потом и московских репортеров агентств ЕПА, АП, принципиально изменил не только стиль своей фотографии, но и образ жизни. Быть «стрингером» в начале 90-х в Советском Союзе означало осваивать принципиальную новую профессию по сравнению с существующим тогда «кланом советской журналистики». Это касалось не только стилистики журналистской фотографии, но и отношению к профессии, к ценностям, которые определяли принципы профессии и жизни.
В Советском Союзе, по определению, не могло быть независимых фотографов, а если такие существовали, то, как правило, они работали в области документальной фотографии и практически никогда не появлялись на страницах средств массовой информации.
Агония «театра» страны Советов - был второй шаг фотографа Никишина. Он живет в гостиницах Советского Союза, иногда возвращаясь домой в Казань, но чаще в Москву, чтобы получить новый заказ или сдать готовую съемку. Пожалуй, это был самый главный период в формировании личности фотографа потому, что с одной стороны была вера в будущее, а с другой - огромные возможности его осуществить.
Чем дальше, тем больше фотограф Никишин уходил от созерцания игры актеров на сцене к наблюдению за актерами театра жизни – жестокой, неумолимой и не дающей право на ошибку. Таким был «театр войны». В 90-х война стала для ряда фотографов смыслом их творчества. Я не помню таких военных конфликтов, где бы не побывал Олег Никишин.
Постоянство риска, ежедневный стресс, отсутствие необходимой для любого человека обыкновенной мещанской жизни, серьезно отражаются на здоровье и психики человека. «Синдром фотографа войны» - известный комплекс, который не каждому фотографу удается преодолеть. В процессе наблюдения за насильственной смертью происходит подмена фундментальных ценностей на которых основана жизнь человека в обществе. И в отличие от любого театра, в театре войны ошибка актера, как правило, стоит ему жизни.
Много странного происходило с Олегом Никишиным, в том числе в него стреляли в Карабахе и Чечне. В Буденовске он оказался в одной машине вместе с фоторедактором журнала "Фокус" Натальей, которую в этот момент расстрелял из пулемета российский солдат. В Косово ему чуть на голову не упала авиационная бомба, сброшенная НАТО-вцами. И всегда, Никишин, благодаря какому-то провиденью, оставался жив.
Он достаточно долга испытывал свою судьбу, гоняясь за новостями по всему свету. Я не знаю, что было тому истинной причиной: страсть репортера или отсутствие стабильности в повседневной жизни. Но так или иначе, он посвятил лучшие годы своей жизни весьма сомнительному занятию – фотосъемки в экстремальных условиях.
Вдруг, после войны в Косово (1999), Никишин все бросает в России и уезжает жить в Нью-Йорк. Время от времени делает фотографии горожан и небоскребов. Ходит на светские парти в арендованном смокинге и живет в районе Джерси сити. Это был уже «американский театр». Желания быть респектабельным и обеспеченным с одной стороны, а с другой быть творческим человеком и художником в широком смысле этого слова – «вечная» проблема фотографа Олега Никишина. Поиски внутреннего равновесия и стабильности не увенчались успехом в Нью-Йорке и он соглашается на работу в России как фотограф только что организованного агентства Getty Image (тогда еще Newsmakers), что в представлениях Никишина означало вернуться в прошлое. Однако и в Москве он продолжает искать компрописс между напыщенным благополучием столичной жизни и реальной действительностью в которой ему приходится жить в силу условий профессии и жанра фотографии. Скорее всего эта причина, если не считать влияние друзей, подтолкнуло его к различного рода бизнес-проектам, суть которых сводилась к независимому бизнесу в области фотографии…
Был период, когда Никишин носил костюм и галстук. Но были и времена, когда он спал грязный, голодный и злой в окопе, наполовину заполненном водой. Однако так или иначе - это всегда было связано с фотографией. В последнее время, я чаще наблюдаю в нем иные амбиции и желания, нежели просто «театр фотографии». Я наблюдаю театр, в котором не знакомые мне актеры, не знакомая сцена и не знакомые зрители.
Биографическая справка:
Олег Никишин родился в 1965 году в Казани. С 1985 года начал профессионально заниматься фотографией. Несколько лет работал в драматическом театре имени Качалова, снимал актеров, спектакли. С 1987 года сотрудничает с газетой "Вечерняя Казань". В 1988 году впервые увидел трагедию в Армении во время землетресения, что значительно повлияло на выбор в его профессии. С 1990 года сотрудничает с агентством France Press и в тот-же год стал жить в Москве. В 1994 году работает штатным фотографом агентства ЕРА . В 1996 году некоторое время работал в газете "Известия» и в этом же году перешел в агентство Assotiation Press, где проработал до 1999 года. В 1999 году стал опять фрилансом и в основном сотрудничал с журналами TIME и LIFE. После войны в Югославии, уехал в Нью-Йорк, где прожил более полугода, но зимой 1999 года ему было предложено вернуться в Москву и начать работать в только что образованом агентстве Getty Images.
Будучи фотографом GETTY получил международное признание за освещение воины в Афганистане в 2001 году и войны в Ираке в 2002-2003 годах. В 2005 году организовал частное Российское фотоагентство "Прессфотос", затем переименованное в "Эпсилон".
Награды на конкурсах:
1996 год - Первое место в категории новости история, Интерфото;
1998 год - Третье место в категории культура, Интерфото;
2002 год - Первое место в категории Magazine News, NPPA (Picture Of the Year);
2002 год - Второе место в категории Magazine News Story ,NPPA (Picture Of the Year)
2002 год - Первое место в категории новости, Интерфото;
2003 год - Третье место в категории Magazine Feature, NPPA (Picture Of the Year)
На фото Олега Никишина: Ирак, частные кирпичный завод; Афганистан, бой; Афганистан, праздник.
(By Oleg Klimov for www.photographer.ru)