четверг, мая 21, 2009

Между имиджем и картинкой

Больше-меньше, около 1000 имиджей я просматриваю каждый день сидя за компьютером, не считая того, что снимаю сам и смотрю по сторонам "глазами фотографа" на улице и даже дома, превращая обычное виденье в "мозговую фотографию ". Огромный визуальный поток. Каким то своим образом он откладывается в голове, раскладывается по полочкам или на одну полку.

Казалось бы, вот, ты нашел картинку, которые соответствует твоим представлениям о фотографии, ты печатаешь ее размером 50 на 60, кладешь на деревянный стол или вешаешь на стену и вдруг понимаешь - она рассыпается на "пиксели" как множества тех изображений, которые мелькали перед твоими глазами все теми же тысячами. Фотографии нет, она существовала только в рамках твоего монитора, она жила там и ей и тебе было комфортно, ты понимал ее, чувствовал, но как только она потеряла свою виртуальную среду обитания, своего виртуального зрителя, то и сама, как фотография, перестала существовать. Удивительное чувство. Не чувство потери даже, а чувство соприкосновения с разными точками опоры, с разными мирами существования.

Я понимаю, что "живая фотография" - это тоже не часть реального мира. Но я так воспитан и привык ее воспринимать таким образом. Фотография мне кажется частью реальности мира, а вовсе не потому, что я могу потрогать эмульсию, понюхать запах химии, помять ее или разорвать на кусочки. Вовсе нет. Я могу с таким же успехом нюхать монитор или выкинуть компьютер с балкона.

Но как же те, для кого фотография всегда существовала только в рамках экрана компьютера? Это огромный отряд зрителя-фотографа, который производит и смотрит самих себя. В конце концов это не так важно, что они производят вовсе не фотографии, а имиджи, мне кажется, гораздо важнее, что они не понимают, что существует другая реальность в которой есть другие правила обитания, другой вкус, другой запах и в которой имиджи никогда не будут фотографией.

Смешно, раньше мы могли показать плохие фотографии только своим друзьям и услышать слова одобрения. Почти всегда. Сейчас, свои даже самые плохие фотографии мы можем показать всему миру и от всего мира, от таких же как я сам - ужасных фотографов, услышать эти добрые и ласковые слова на френд-ленте, которые вдохновляют меня плодить имиджи все больше и больше. Наш мир расширяется, множится и теряет последние нити связи между собой, по крайней мере с миром, где фотография лежит на деревянном столе или висит на белой стене. Почему фотография все меньше идет в виртуальный мир интернета и все больше имиджей появляется на моем столе и моей "белой стене"? Почему этот визуальный поток несимметричен?

Я смотрю фотографии 19-го века, они мне нравятся, почти все, несмотря даже на техническое несовершенство и явный брак. Я иду в библиотеку и смотрю альбом. Они мне нравятся. Иду в музей и вижу "живые фотографии", они мне нравятся. Вы скажите это испытание временем? Ерунда. Это всего лишь то, что я никогда не видел реальность 19-го века, но хотел бы там жить. Почему? Кто-то назвал это "веком серебряным" и фотография, помнится, была тоже "серебряной".

В сущности моего восприятия действительности "время прошлое" уже само по себе есть "пространство виртуальное". Фотография - это всегда "время прошлое" превращенное в пространство на плоскости. И я смотрю двадцатый век, фотографии мне нравятся тоже, но здесь я должен выбрать те, которые мне нравятся больше. Я воспитан в 20-м веке. Я присутствовал в нем. Вот, я смотрю 21-й век и мне надо искать, долго искать фотографии, которые я мог бы полюбить, которые я мог бы положить на деревянный стол или повесить на белую стену. Здесь появляются "поводыри" и критики, которые говорят мне - иди туда и смотри то.

Я иду вместе со стадом, куда нас ведет пастух. Искать - значит трудиться. Чтобы получить удовлетворения от фотографии, получить наслаждения от ее просмотра, я вынужден затратить труд. Огромный труд. Я ленив и я иду вместе со стадом. Но вот в чем беда - я все равно не получаю удовольствия. Почему? - меня не туда ведут? Или я больше не способен получать удовольствие от фотографии? Или мне просто необходимо мерцание тысячей и миллионов имиджей перед глазами чтобы в какой-то момент я мог сказать "Стоп"... и повесить выбранную картинку на десктоп своего монитора. Я удовлетворен. Я был удовлетворен когда еще в начале 90-х 20-го века сканировал и превращал свои "серебряные" фотографии в "пиксели-имиджи" и был доволен прогрессом, теряя вкус к наслаждению и запах своей реальности.