Фотография и удовольствие
Я уже сравнивал музыку с фотографией, но сейчас хотел бы сказать, что действительно может связывать звук и изображение. Это - удовольствие.
Удовольствие - неотъемлемая составляющая любого "абсолютного искусства". Существует мнение, что искусство может быть методом познания. В тоже время существует и аргумент, что фотография ("абсолютная") не является искусством. Однако некоторые композиторы "программной" музыки уверены, что она способна открывать ряд особенностей человеческого бытия. Другими словами музыка (без слов) может служить методом познания (исследования) окружающего мира через удовольствие. Весьма спорное утверждение на мой взгляд и требует незаурядных способностей в процессе познания человеком мира через музыкальное произведение. Что я получаю от музыки? - удовольствие. Удовольствие от своеобразного изменения формы, ее исключительности и тд. Или проще: рецептором удовольствий является форма любого произведения будь то звук или изображение. Содержание несет в себе смысловую и познавательную функцию (если следовать этой логике) но не является основополагающей в искусстве в отличие от науки.
Я говорю здесь о музыке только потому, что она является "высшей формой искусства" и легко может быть сравнима с фотографией, статус которой в искусстве весьма не определен. Я говорю здесь о удовольствие, подразумевая целый спектр чувств, который свойственен человеку при прослушивании музыки, разглядывании картины или фотографии.
Наверное можно и утверждать, что "искусство ради искусства" также существует исключительно только для удовольствия или "удовольствие ради удовольствия" - порочный замкнутый круг сознания художника (в широком смысле слова). Можем ли мы восхищаться этим? - Да, но это имеет конечный результат исследований. Все эти "про-советско-фашистские" теории о необъятности человеческой души имеют под собой лишь одну почву: эгоцентризм, нарциссизм, нацизм, а в случае с Ницше - интеллектуальный фашизм.
Мне кажется главной особенностью фотографии является то, что она "состоялась" на стыке двух интерпретаций действительности: внутренне-эмоционального (искусство) и внешне-фактического (наука). Можно сказать и так: на стыке искусства и науки как двух принципиально разных методов познания. Соответственно существует и два направления в фотографии: арт и документализм. В этом уникальность фотографии. Однако сам факт того, что фотография включает в себя два метода познания позволяет говорить о условности их "прародителей" - как "искусства", так и "науки". Если арт-фотография не вызывает дискуссий о внутренне-эмоциональном познании, то документалистика, основываясь на внешне-фактическом восприятии, вместе с тем, может выражать собой весьма необъективную картину действительности.
Здесь и возникает вопрос "монтажа" или выбора фотографий, который бы максимально соответствовал реальности. Решение этой задачи лежит не только в области искусства или объективной реальности, но и в политике, пропаганде, субъективности, вкусовщине... и так далее. Поэтому важно не только снимать, но и сделать "монтаж". Следовательно, фотограф газеты (журнала) не является в полном смысле творцом своей фотографии и уж точно не является режиссером своих репортажей.
Кроме субъективного выбора фотографий существует и другая проблема интерпритации документальной фотографии. Проекция пространства на плоскость с помощью объектива, строго говоря и с точки зрения науки, не может быть "документом" в полном смысле этого слова. Чтобы избежать этой путаницы, то проще признать, что в любой фотографии (документальной или арт) присутствует элемент творчества (искусства), внесенный человеком в "документ".
Удовольствие и фотография имеет первостепенное значение для фотографа. Может быть даже больше того, что мы называем ремеслом или зарабатыванием денег. Я имею ввиду, что сам факт фотографии и факт получения удовольствия - являются первопричинами занятия этим ремеслом, искусством или методом познания чего либо... назовите это как вам удобнее. Я бы определил два вида удовольствий в фотографии:
1. Удовольствие создания фотографии и
2. Удовольствие созерцания фотографии.
1. Удовольствие создания фотографий целиком и полностью связано с личностью фотографа. Фотограф может получать это от путешествия, события, процесса съемки, поиска формы, интерпретации содержания и так далее... Удовольствия могут быть необязательно положительными или вообще иметь какую-либо прямую направленность. Чаще всего это стечение обстоятельств, происходящих с фотографов, результатом которых является продукт в виде фотографии.
Рассматривая сделанную фотографии, фотограф может сказать: да, я это имел ввиду; да, это то, что я хотел; как думаю и прочее... Другими словами совпадение внутренне-эмоционально состояния фотографа и результат его работы в виде фотографии и есть сама квинтэссенция удовольствия. Это нечто похожее на то, что называется "радость от решения уравнения" в случае удовлетворения от решения математической задачи, но в случае фотографии не всегда имеет под собой логическое основание потому, что предметом исследования в фотографии является не только содержание предмета, но и его форма.
Вновь возвращаясь к форме и содержанию просто хочу заметить, что получать удовольствие можно не только делая или наблюдая форму, но и от интерпретации содержания, пересказывая его языком фотографии, живописи или даже в виде уравнения E=mc2, где форма (если не считать формой само уравнение) вообще не играет какой-либо роли, но содержание является одной из фундаментальных знаний мира.
Дело в том, что формой в научном познании мира - является сам мир. Исследование формы в науке есть беспредметность и соответствует тому или иному математическому аппарату, который, строго говоря, больше напоминает искусство чем науку. Дальше вопрос в том, способна ли эта фотография передать хотя бы часть того спектра удовольствий, который испытал фотограф. Это вопрос языка. В научном методе познании существует строгие тому правила, основанные на фактах и математическом аппарате. Внутренне-эмоциональный метод познания вообще не знает строгих и единых правил, а руководствуется исключительно на понятиях культуры, эстетики, интуиции, эмоции... Однако, в случае документальной фотографии существует неоспоримый факт - фотография основана на происходящей действительности и, следовательно, может рассматривать ее как внешне-фактический метод познания реальности.
Здесь является важным то, на что рассчитывает сам фотограф. Изменяет ли он эту действительность намеренно, фальсифицирует ее, в силу своего внутреннего-эмоционального состояния, вмешивается ли в процесс... Так или иначе, но главной задачей фотографа является способность передать "состояние удовольствия" зрителю не только как эстетическую форму, но и как информационное содержание. Только в этом случае можно говорить о фотографии как методе познания и о удовольствии одновременно.
2. Процесс удовольствия от просмотра фотографий, например, на фотовыставке, напоминает мне зрительный зал консерватории: умные лица и частное понимание предмета. "Фригидность" восприятия фотографии, я почти уверен, связана с огромной популярностью и доступностью самой фотографии, что в принципе прямо противоположно академической музыке, которая обладает "культом избранности". Что сейчас в фотографии? - Все меньше удовольствия и больше фотографий.
Для того чтобы слушать, чувствовать и получать удовольствие от музыки совсем не обязательно знать семь нот, но для того чтобы понять и получить удовольствие от знания даже второго начала термодинамики необходимо иметь хотя бы представление о дифференциальном исчисление и получить удовольствие от того, что мир стремится к хаосу, а равновесные системы обречены на тепловую смерть. В противном случае лучше верить в Бога чем в термодинамику.
Иначе говоря, фотография требует больше знаний для получения удовольствия чем "абсолютная музыка" потому, что она не является искусством в полном смысле этого слова и необходимо хотя бы начальное образование чтобы иметь удовольствие от того, что вам показывает фотограф даже в том случае, если фотограф сам не понимает, что показывает зрителю ;)
"Фотография и удовольствие" является "теоретической парой", с помощью которой можно объяснить весь происходящий процесс в современной фотографии. Это две составляющие, используя их, можно с легкостью характеризовать общество и фотографов на самых разных выставках, в разнообразных галереях и академических музеях. Для этого достаточно как априори дать определение фотографии и удовольствию; и не нужно будет словоблудия критиков, умников-зануд искусствоведов, а "молчание фотографов" будет оправдано отсутствием различного рода маньяков искусства в этом "безумном-безумном мире". Все будет хорошо и музыка будет вечной!
Фото: Олег Климов
p.s. до 8 июня буду офф-лайн
Удовольствие - неотъемлемая составляющая любого "абсолютного искусства". Существует мнение, что искусство может быть методом познания. В тоже время существует и аргумент, что фотография ("абсолютная") не является искусством. Однако некоторые композиторы "программной" музыки уверены, что она способна открывать ряд особенностей человеческого бытия. Другими словами музыка (без слов) может служить методом познания (исследования) окружающего мира через удовольствие. Весьма спорное утверждение на мой взгляд и требует незаурядных способностей в процессе познания человеком мира через музыкальное произведение. Что я получаю от музыки? - удовольствие. Удовольствие от своеобразного изменения формы, ее исключительности и тд. Или проще: рецептором удовольствий является форма любого произведения будь то звук или изображение. Содержание несет в себе смысловую и познавательную функцию (если следовать этой логике) но не является основополагающей в искусстве в отличие от науки.
Я говорю здесь о музыке только потому, что она является "высшей формой искусства" и легко может быть сравнима с фотографией, статус которой в искусстве весьма не определен. Я говорю здесь о удовольствие, подразумевая целый спектр чувств, который свойственен человеку при прослушивании музыки, разглядывании картины или фотографии.
Наверное можно и утверждать, что "искусство ради искусства" также существует исключительно только для удовольствия или "удовольствие ради удовольствия" - порочный замкнутый круг сознания художника (в широком смысле слова). Можем ли мы восхищаться этим? - Да, но это имеет конечный результат исследований. Все эти "про-советско-фашистские" теории о необъятности человеческой души имеют под собой лишь одну почву: эгоцентризм, нарциссизм, нацизм, а в случае с Ницше - интеллектуальный фашизм.
Мне кажется главной особенностью фотографии является то, что она "состоялась" на стыке двух интерпретаций действительности: внутренне-эмоционального (искусство) и внешне-фактического (наука). Можно сказать и так: на стыке искусства и науки как двух принципиально разных методов познания. Соответственно существует и два направления в фотографии: арт и документализм. В этом уникальность фотографии. Однако сам факт того, что фотография включает в себя два метода познания позволяет говорить о условности их "прародителей" - как "искусства", так и "науки". Если арт-фотография не вызывает дискуссий о внутренне-эмоциональном познании, то документалистика, основываясь на внешне-фактическом восприятии, вместе с тем, может выражать собой весьма необъективную картину действительности.
Здесь и возникает вопрос "монтажа" или выбора фотографий, который бы максимально соответствовал реальности. Решение этой задачи лежит не только в области искусства или объективной реальности, но и в политике, пропаганде, субъективности, вкусовщине... и так далее. Поэтому важно не только снимать, но и сделать "монтаж". Следовательно, фотограф газеты (журнала) не является в полном смысле творцом своей фотографии и уж точно не является режиссером своих репортажей.
Кроме субъективного выбора фотографий существует и другая проблема интерпритации документальной фотографии. Проекция пространства на плоскость с помощью объектива, строго говоря и с точки зрения науки, не может быть "документом" в полном смысле этого слова. Чтобы избежать этой путаницы, то проще признать, что в любой фотографии (документальной или арт) присутствует элемент творчества (искусства), внесенный человеком в "документ".
Удовольствие и фотография имеет первостепенное значение для фотографа. Может быть даже больше того, что мы называем ремеслом или зарабатыванием денег. Я имею ввиду, что сам факт фотографии и факт получения удовольствия - являются первопричинами занятия этим ремеслом, искусством или методом познания чего либо... назовите это как вам удобнее. Я бы определил два вида удовольствий в фотографии:
1. Удовольствие создания фотографии и
2. Удовольствие созерцания фотографии.
1. Удовольствие создания фотографий целиком и полностью связано с личностью фотографа. Фотограф может получать это от путешествия, события, процесса съемки, поиска формы, интерпретации содержания и так далее... Удовольствия могут быть необязательно положительными или вообще иметь какую-либо прямую направленность. Чаще всего это стечение обстоятельств, происходящих с фотографов, результатом которых является продукт в виде фотографии.
Рассматривая сделанную фотографии, фотограф может сказать: да, я это имел ввиду; да, это то, что я хотел; как думаю и прочее... Другими словами совпадение внутренне-эмоционально состояния фотографа и результат его работы в виде фотографии и есть сама квинтэссенция удовольствия. Это нечто похожее на то, что называется "радость от решения уравнения" в случае удовлетворения от решения математической задачи, но в случае фотографии не всегда имеет под собой логическое основание потому, что предметом исследования в фотографии является не только содержание предмета, но и его форма.
Вновь возвращаясь к форме и содержанию просто хочу заметить, что получать удовольствие можно не только делая или наблюдая форму, но и от интерпретации содержания, пересказывая его языком фотографии, живописи или даже в виде уравнения E=mc2, где форма (если не считать формой само уравнение) вообще не играет какой-либо роли, но содержание является одной из фундаментальных знаний мира.
Дело в том, что формой в научном познании мира - является сам мир. Исследование формы в науке есть беспредметность и соответствует тому или иному математическому аппарату, который, строго говоря, больше напоминает искусство чем науку. Дальше вопрос в том, способна ли эта фотография передать хотя бы часть того спектра удовольствий, который испытал фотограф. Это вопрос языка. В научном методе познании существует строгие тому правила, основанные на фактах и математическом аппарате. Внутренне-эмоциональный метод познания вообще не знает строгих и единых правил, а руководствуется исключительно на понятиях культуры, эстетики, интуиции, эмоции... Однако, в случае документальной фотографии существует неоспоримый факт - фотография основана на происходящей действительности и, следовательно, может рассматривать ее как внешне-фактический метод познания реальности.
Здесь является важным то, на что рассчитывает сам фотограф. Изменяет ли он эту действительность намеренно, фальсифицирует ее, в силу своего внутреннего-эмоционального состояния, вмешивается ли в процесс... Так или иначе, но главной задачей фотографа является способность передать "состояние удовольствия" зрителю не только как эстетическую форму, но и как информационное содержание. Только в этом случае можно говорить о фотографии как методе познания и о удовольствии одновременно.
2. Процесс удовольствия от просмотра фотографий, например, на фотовыставке, напоминает мне зрительный зал консерватории: умные лица и частное понимание предмета. "Фригидность" восприятия фотографии, я почти уверен, связана с огромной популярностью и доступностью самой фотографии, что в принципе прямо противоположно академической музыке, которая обладает "культом избранности". Что сейчас в фотографии? - Все меньше удовольствия и больше фотографий.
Для того чтобы слушать, чувствовать и получать удовольствие от музыки совсем не обязательно знать семь нот, но для того чтобы понять и получить удовольствие от знания даже второго начала термодинамики необходимо иметь хотя бы представление о дифференциальном исчисление и получить удовольствие от того, что мир стремится к хаосу, а равновесные системы обречены на тепловую смерть. В противном случае лучше верить в Бога чем в термодинамику.
Иначе говоря, фотография требует больше знаний для получения удовольствия чем "абсолютная музыка" потому, что она не является искусством в полном смысле этого слова и необходимо хотя бы начальное образование чтобы иметь удовольствие от того, что вам показывает фотограф даже в том случае, если фотограф сам не понимает, что показывает зрителю ;)
"Фотография и удовольствие" является "теоретической парой", с помощью которой можно объяснить весь происходящий процесс в современной фотографии. Это две составляющие, используя их, можно с легкостью характеризовать общество и фотографов на самых разных выставках, в разнообразных галереях и академических музеях. Для этого достаточно как априори дать определение фотографии и удовольствию; и не нужно будет словоблудия критиков, умников-зануд искусствоведов, а "молчание фотографов" будет оправдано отсутствием различного рода маньяков искусства в этом "безумном-безумном мире". Все будет хорошо и музыка будет вечной!
Фото: Олег Климов
p.s. до 8 июня буду офф-лайн