четверг, мая 21, 2009

"Отражение Лапина"

Однажды я спросил Александра Лапина:
- Как так получилось: не стало страны, начались локальные войны, исчезла система, которая влияла на весь мир. Мир перевернулся за 90-е годы, век и тысячелетие сменились, а ведь никто в нашей стране до сих пор не нашел в себе силы сделать фото-книгу об этом.... Есть ли у нас фоторедактор, кто мог бы взять на себя такой груз ответственности, собрать фотографии, авторов, проанализировать и выдать все в одной гениальной книге?

Лапин немного подумал, а потом ответил:
- Я знаю одного редактора.... иногда вижу его, когда смотрю на себя в зеркало.

Все говорят что у него сложный характер. Наверное сложный. Почему он должен быть простым? Eсли принимать человека таким какой он есть, то не имеет смысла говорить о сложности или простоте характера. Имеет смысл думать о содержании, а за формой наблюдать.

Я не знаю никого, кто бы когда-либо, за что-либо не обиделся на него. В том числе близкие ему люди. Когда Лапин написал прекрасную критику на цыганскую серию Ляли Кузнецовой, она жутко возмутилась, просто за то, что он употребил слово "цыганщина". За одно слово. "Как он мог использовать это слово? Я знаю его столько лет..." - спрашивала она меня. "Это не важно", - сказал я ей, - "Это самая лучшая критика, которую я читал и если для тебя важнее просто слово "цыганщина", а не отношение к твоим фотографиям, то снимай евреев и он вряд ли использует похожий жаргон", - пошутил я.

На закате Советской власти квартира Лапина на Пушкинской была в некотором роде "перевалочным пунктом" так ныне называемых "нонконформистов", а тогда просто фотолюбителями, которых никто, никогда и нигде не хотел или не мог публиковать, но которые выражали в своих фотографиях мысли, эмоции и ту "правду", которая обсуждалась исключительно на кухнях... Они приходили на кухню к Лапину и начиналась история, та история, которая в конце концов оказалась реальностью и стала называться Фотографией, а не пропагандой режима.

Значительно позже, когда появился "глоток свободы", Перестройка завершалась своим "победным шествием" и когда нонконформисты открыли для себя мир больше, чем "кухня Лапина", к Лапину стали приходить другие люди, другого поколения, которых он учил фотографии, композиции и главное - осмыслению своей работы. Эти фотографы, те кто учились у него, и будут представлены на выставке в следующий вторник. 300 фотографий. Самых разных по стилистике и жанру. Наверное, это и есть то отражение, о котором сказал Александр Лапин, отвечая на мой вопрос: "...иногда вижу его, когда смотрю на себя в зеркало". По крайней мере я так это понимаю.
Фото Игоря Мухина (Александр Лапин, 1988, Хельсинки)

P.S. Выставка откроется 26 мая в 19 часов в цехе "Белого", на Винзаводе стало быть, где никогда не делали "Lapin Kulta" , а ныне "перегоняют" искусство в искусство современное и актуальное - тоже "опиум для народа" ))