понедельник, октября 27, 2008

"Давайте заберем коммунизм у коммунистов!"

В эпоху общественно-социальных революций западный капитализм очень быстро сориентировался в том, что коммунизм - мечта общества о социальной справедливости - может являться не только панацеей коммунистов, но и "идеологией среднего класса" в обществе, где правят самые закостенелые капиталисты. Так "мир Запада", на заре 90-х 20 века, стал больше "коммунистическим" чем "другой мир", в котором управляли коммунисты, руководствуясь своим лживым сознанием, а не реальностью.

Эту мысль, но в ее специфическом и примитивном виде высказали и в нашей стране, но только в конце 20-го века - "Надо делиться" - и касалась идея исключительно чиновников далеко не среднего класса. Так что вопрос ясен у кого надо забрать "коммунизм", но остается открытым - кому его отдать?

Однако, я хотел сказать совсем про другое, применительно к фотографии, как к искусству отображения пространства на плоскость, используя камеру и виденье человека:

- Давайте заберем искусство у фотохудожников!

Оно им не нужно. Оно не нужно и критикам-искусствоведам, эдаким "коммунистам" от искусства. Оно даже не нужно народу, который посещает множество дебильных выставок с умным видом и в уверенности общения с "высоким искусством".

Только один пример. На одном из портфолио-ревю, в силу странных обстоятельств, я был вынужден говорить с фотохудожником о его фотографиях. Вот, примерно, что я услышал: "Мой проект называется "Люди-Птицы". В каждом человеке живет птица. Я очень тщательно подбираю модели и стараюсь говорить с ними о птицах. Так я понимаю какая из птиц ему нравится или соответствует его характеру. Потом, когда я снимаю, я прошу модель думать о той птице, которую он себе представляет.... Так я получил серию портретов "людей-птиц"... дальше он выложил передо мной эти портреты.

Мне кажется, что я деликатный человек, когда говорю о фотографии или, по крайней мере, стараюсь быть таковым. Я просто сказал ему, что визуальный язык, "язык фантазий" и "язык ночных поллюций", чаще всего, никогда не пересекаются или пересекаются как язык французский, русский или арабский в "словах иностранных паразитах". Он не обиделся потому, что прежде я выбрал из всей кучи фотографий - три и в одну серию, которые действительно выражали не "людей-птиц", а были хорошими портретами с похожим настроением и вменяемым визуальным языком : "На следующем портфолио-ревю, лучше показывайте вот эти три и ничего не говорите не только про людей, но и про птиц". Забавно то, что он действительно был приятно удивлен моему выбору и даже сказал: "Я никогда не думал, что вместе эти портреты могут быть таким красивым триптихом..." Однако дальше он опять мне стал толковать про птиц... Мне было понятно, что никакой он не фотохудожник - просто люмпен, а руководят его сознанием "коммунисты-искусствоведы", критику которых он читает везде и она везде встречается.

Таких экземпляров-фотохудожников можно найти великое множество, чем дальше от столицы - тем больше, но их концентрация зашкаливает вокруг "Серебряной камеры" или самой "коммунистки" Свибловой, которая монополизировала право на искусство фотографии с такой же наглостью, как это сделали коммунисты и комсомольцы с правом на государственную собственность. Схема в принципе одинаковая.

Что мы имеем в настоящее время в современной фотографии в результате фиктивно-интеллектуальной критики? Мы имеем огромную пропасть между реальной действительностью, которую призвана отображать фотография и тем, что принято называть "искусством в фотографии". Ситуация примерно напоминает ту, с которой можно начать любой "бессознательный" эпистолярный роман: "Прежде чем приступить к делу (фотографированию), он (фотохудожник) уединился на острове и пустил себе пулю между глаз..." Обстоятельства в фотографии сейчас напоминают времена, когда в начале 60-х годов американские романисты дописалсь до того, что уже больше не могли и не чувствовали реальности общества, а пересказывали свои поллюции в различного рода вариациях, когда и в конце концов, их задачи перешли к так называемой "новой журналистике" с элементами эстетики романа.

Я всего лишь хочу сказать о том, к чему призывает и чему предназначена фотография - уже давно никому не нужно и валяется на дороге. Кто-то должен подобрать это и, на мой взгляд, это должны сделать фотографы документального жанра. Может быть все то, что мы сейчас наблюдаем и является искусством, но это не является искусством фотографии. Просто надо сказать: "Алё, товарищи, посмотрите, вот так сейчас живут люди, как мы вам показываем. Это может вас восхищать, может радовать, может вызывать негодование или отвращение, может призывать вас к любви и ненависти, но это то, что мы с вами и у нас есть право на искусство, которое касается нас, а не фиктивных и вымышленных героев, выращенных в "простреленных" мозгах фотохудожников, далеких от реальности и вскормленных коммунистами всех мастей. Давайте заберем коммунизм у коммунистов или хотя бы то, что от него осталось.

На фото Л. Кузнецовой тоже про "людей и птиц", но только документально.

Update: если есть фотографы, которые действительно так думают, мне кажется, не все так плохо. Не мог сдержаться чтобы не использовать это письмо:

"...
Документальная фотография – это когда ты все еще способен удивляться этому миру – таким, какой он есть
Непридуманный мир может быть гораздо страннее и невероятнее любой фантазии, родящейся у тебя в голове – а может, он и есть фантазия – пожалуй, так и есть – круче, загадочней, невероятней снов

В общем, когда все видишь именно так – стоит заниматься документальной фотографией
А может и наоборот – стоит заниматься документальной фотографией, если хочешь увидеть мир именно так

И чем дальше ты заходишь, тем больше ты начинаешь видеть – и оказывается, самое удивительное в мире могло существовать незамеченным у тебя под носом

Процесс преобразования реальности в фотографическое изображение – это настоящее чудо и самый сакральный процесс, который только может быть в этом мире

То есть реальные люди, объекты становятся сочетанием света и тени, которое может быть гармоничным, прекрасным – даже в отрыве от смысла/ Но когда в этом есть смысл, повествование, попытка передать атмосферу соседнего мира – это становится по-настоящему сильным/ Как у Сальгадо, картинки которого могут висетть на стенке и радовать глаз, даже если на самом деле на них изображены смерть и страдание/

В идеале фотография – это то, что мы хотели бы рассказать об этом мире тем, кто потерял память – или можно представить себе образ инопланетянина, который ничего не знает о жизни на земле, о том, какая она/

Мне хочется рассказать о том, что эта планета безумна, красива, что жизнь сама по себе – величайшее чудо, но что-то с этим миром происходит не так, он какой-то странный, несправедливый, перекошенный, что человечество как будто забыло о чем-то и катится, как мне кажется, куда-то не туда.

Пока мне интересно жить и видеть разные стороны жизни, я буду фотографировать. Пока я фотографирую, мне интересно жить.