вторник, сентября 11, 2007

Наш путь в Нирвану

Возвращаясь в Москву, я встретил в поезде буддистского монаха, путешествующего из Индии через Китай в Сибирь. Он не выглядел "абсолютным монахом" в том смысле, что имел "европейское лицо", а его одежда лишь отдаленно напоминала о былом присутствии в Индии. Скорее он был "гуру" нежели "монах" и звали его примерно так: ученик-имя собственное и трудно запоминаемое, учителя - имя собственное и еще труднее запоминаемое. Записывать было неловко, а запомнить я был не в состоянии потому, очевидно, что моя "сансара" не на должном уровне совершенства. Он говорил по-русски с сильным восточным акцентом, а по-английски скорее с французским прононсом чем просто с мягким арабским "аль". Я не успел спросил его, но мне показалось, что по происхождению он был, скорее всего, "французский бельгиец".

Было ужасно интересно говорить с ним и я рассказал, что путешествуя по России в течение трех месяцев мне показалось, что наша нынешняя жизнь ничто иное как "цивилизация эгоцентризма". Монах ответил неожиданно для меня: "Любовь к самому себе (к своему эго) есть инстинкт самосохранения. Она (любовь) в течение бесчисленных перерождений (реинкарнация) впитывает в себя все основные инстинкты бессознательных животных..."

Честно говоря меня это сильно заинтриговало и в течение нескольких часов мы разговаривали с ним под стук колес как можно интерпретировать это утверждение в представлениях моего знакомого "монаха-буддиста".

Однако прежде, я должен объяснить: в Советское время на физическом факультете любого университета еще отчисляли и за то, что студенты поголовно увлекались философией буддизма или просто восточной философией. Почему именно буддизм? - я нашел этому объяснение позже. Дело в том, что свод законов и принципов буддизма детерминирован или основан на жестком правиле причинно-следственных связей. Это отличает учение Буддизма, например, от философии Христианства. Будучи физиками и математиками студентам были ближе и понятны причинно-следственные законы развития материи и общества чем догматизм Христианства или идиотизм научного коммунизма.

Конечно все знают, что в процессе реинкарнации можно стать "баобабом", а можно "новым русским", но не все знают, согласно буддизму, чем Карма баобаба отличается от Кармы нового русского. Карма - это причинно-следственная связь если говорить языком физиков. Другими словами - закон совершенства и развития, а совсем не "судьба" как это часто трактуется людьми с христианским пониманием жизни.

Чтобы "расшифровать", что имел ввиду монах бельгийского происхождения необходимо знать совсем иные принципы развития чем те, которым европейцев обучают в классических заведениях.

Как большинство религий (и наука в том числе) имеют ряд априори. Прежде всего это Абсолют (не путать с водкой "абсолют") - "ничто в нечто", Начало и тд... Короче говоря та область "ничего", которая недоступна нашему пониманию в науке или точка стремления к совершенству в религиях. Я имею ввиду что - это общий принцип познания как для науки так и для всех религий. Когда говорят представители разных конфессий или космополиты, что "Бог один для всех" это вовсе не значит, что Он существует и Он в единственным числе, это означает, что существует единый принцип познания Мира от "известного к неизвестному".

Поскольку Буддизм четко придерживается причинно-следственных связей, то в его основе Абсолюта лежит понятие времени так как именно вектор времени определяет направление этих связей. Это "абсолютное время" или "чистая длительность". Кроме абсолюта времени был "великий дух", который имел вместилище, называемое в Буддизме как "Шунья", где отсутствовали какие-либо причинно-следственные связи и процессы совершенствования чего-либо. Короче тот же самый "абсолют", но с иным "механизмом" и априори чем в Христианстве или Исламе.

Философия Буддизма не изучает "Абсолют", Буддизм рассматривает вопрос так называемой "Сансары" и характеризует "Абсолют" понятием "Нирваны". Другими словами Буддизм рассматривает путь индивида из Сансары в Нирвану, которая завершает путь совершенства движения "личности". Этот процесс называется "Алая-Виджняна" и присущ каждому индивиду в виде умственных и психических процессов (зрительное восприятия, слуховой и тд, всего восемь, восьмая - сама Алая-Виджняна). Человек, достигший Нирваны при жизни называется "Просветленным" (например Будда).

Короче говоря в Начале "буддистский Абсолют" или просто "Совершенство" выделил из своей части (состояния) ее "несовершенную часть", как утверждают Великие Йоги "ушел от несовершенства", точнее от той ее части, которая не познала свою сущность. Мудрено, конечно, да простят меня буддисты, если просто скажу, что само "Совершенство" разделилось как амеба. Или Совершенство "родило" несовершенство ;-)

И дальше, очень важно - таким образом появляется точка расхождения Сансары и Нирваны. Или другими словами - появилось ДВИЖЕНИЕ и пошло время, в одну сторону и необратимо. Таким образом в Буддизм вводится детерминизм или причинно-следственные связи. (В физике похожее явление называют точкой сингулярности).

Следующим этапом считается происхождение "праматери" как результат движения в пространстве и времени. (Почти как в теории Эйнштейна, называется СТО или специальная теория относительности и характеризуется связью между материей, энергией и временем). До этого, говорят буддисты, ничего не было кроме выделенной "несовершенной частицы Абсолюта". Дальше - пошло и поехало.

Детерминизм буддизма часто объясняют в виде движения лодки (Нирвана) и вечно преследующих ее волн (Сансара) и имеют ввиду что Сансара всегда стремится к своему прародителю Нирване. Это процесс стремления называется законом Кармы и характеризуется причинно-следственной связью. В идеале - это от простого к сложному, но реальные процессы очень сложны и нелинейны. От части это может означать, что если ты сделал дерьмо, то это дерьмо к тебе и вернется. Еще говорят: if you fuck me, I'll fuck you back. Другими словами путь к Совершенству тернист и долог. Все это происходит исключительно в Сансаре. Здесь можно много чего нагородить чем, собственно, и занимается Буддизм.

Картина Мира в Буддизме эволюционная и, соответственно, детерминирована. Кроме того совершенствуется, по мере приобретения новых знаний. Дело в том, что в отличие от Христианства Буддизму значительно легче (как религии) принимать новые достижения науки потому, что в их основе лежит один и тот же принцип: познание и стремление к совершенству. Христианство же - догматично и любые знания, противоречащие догмам, агрессивно отвергаются как ересь, что способствует замедлению процесса совершенства человека и общества. (Например ранее Христианство было фактически неразрывно связано с наукой, но противоречия их настолько сильно разделило, что сейчас ученый не имеет ничего общего с попом).

Современные буддисты Картину Мира "рисуют" примерно так. После появления точки расхождения между Нирваной и Сансарой появилось движение, результатом движения стало образование праматерии и направленность времени. Интересно то, что вместо "праматерии" некоторые используют слово "элементарные частицы" или даже "кварки" или можно использовать все то, что еще пока не открыто физикой элементарных частиц. Интересно, что это совсем не противоречит самим основам Буддизма, заложенным тысячелетия назад. Дальше буддисты говорят о появлении в результате стремления к совершенству (от простого к сложному) неорганики и органики, растительного и животного мира и, понятно, совершенством всему является появление Человека, который имеет уже не только рефлексы и инстинкты, но и самое главное - не сознание, а "рабочие сенсоры" (в буддизме называются "клешами").
За грешные поступки человека целиком и полностью отвечают эти "сенсоры" или "клеши". Они существуют в "пяти узлах" как животного так и человека, начиная от головного мозга и кончая кончиком члена. Объединение этих узлов называется, кажется, "Авандуди". Но у животного эти клеши реализуются не полностью, попросту не все работают.

Здесь важно напомнить, что в Начале, в точке разделения Сансары и Нирваны, в момент возникновения праматерии, в каждой частице сохранилась "часть Абсолюта" (Алая-виджняна) или несовершенная частица виджняна. На этапе эволюции, с появлением животных и человека, Алая-виджняна дифференцируется и "поселяется" в материальном теле "всего живого" потому что животное и человек более совершенная структура. (Кстати поэтому в Буддизме нельзя убивать "живое" потому что можно убить "свою мать или праматерию". В Христианстве же "ни убий" только человека, да и то иногда можно). В Буддизме ядро всякого живого, являясь несовершенной виджняной, имеет в Природе своей стремление к совершенству, т.е. каждое животное обладает способностью саморазвития и стремится к осуществлению высшей формы организации. (Христиане говорят о Душе, но совсем иначе и, конечно, не о животных).

Можно сказать и так: Алая-виджняна присутствует в каждом живом существе в виде психического и умственного процесса и имеет ряд разновидностей. Я уже говорил, их восемь (обаяние, осязание...) включая саму Алая-виджняну. Весь смысл жизни (или жизней) заключается в том, чтобы сделать эту самую "виджняну" совершенной и достич Нирваны.

Короче, чтобы не морочить голову можно сказать: Алая-виджняна пребывает в одном живом теле, а потом, в зависимости от Кармы, перебирается в другое. Это и называется реинкарнации.

Важный момент в Буддизме, в процессе эволюции Алая-виджняна совершенствуется в неживой природе лишь количественно, но при переходе к человеку, которому присуще сознание, процесс эволюции обретает качественные изменения. Механизм примерно такой (насколько я помню): вдоль тела есть пять узлов - верхний находится в коре головного мозга (колесо великого блаженства), где и раскрывается сознание; следующий - у горла; третий - на сердце; четвертый - два пальца ниже пупа; и пятый - у полового органа. Однако проблема в том, что у несовершенной Алая-виджняна все эти узлы покрыты "мраком" (а у животных не работают вообще) в виде гнева, невежества, гордыни, зависти....и тд. Буддисты говорят покрыты "мраком клеш". Или, как нам привычнее, греховным мраком.

И теперь самое главное для чего я пишу эту "бодягу" и пытаюсь сказать, что имел ввиду гуру или монах в своих "кодах" относительно "цивилизации эгоцентризма":

"Любовь к самому себе (к своему эго) есть инстинкт самосохранения. Она (любовь) в течение бесчисленных перерождений (реинкарнация) впитывает в себя все основные инстинкты бессознательных животных..."

У сознательного человека (индивида) в отличие от бессознательного животного действует все клеши начиная от "неведения" (Невежество) и кончая "сознательным" в виде эмоций. У животных работают лишь те клеши, которые определены "несознательным" и инстинктами: любви к себе самому и к продолжению своего рода в виде любви к своим детям и половой любви. У человека любовь имеет более широкое и качественное значение, она имеет двойственное значение: прекрасное и безобразное; красивое и страшное; плохое и хорошее.... Двойственность в Сансаре исчезает благодаря исчезновению "неведенья" (невежества). Другими словами "урода" тоже можно полюбить или как говорят удивленно: "ведь кто-то любит этих уродов.. и тп" Следовательно любовь пораждает или активизирует клеши гордыни, зависти, ревности... или все то, что характеризует борьбу за существование в любви, в карьере, в обществе... тд

На первый взгляд кажется, что любовь к детям, половая любовь и любовь к себе самому имеет разные корни, но в Буддизме это исходит от одного сознания, утверждающего о существовании индивидуального "Я" (Эго) в каждом человеке. Это сознание создает мысли "мое", "чужое", инстинкт самосохранения и сохранения своего рода. Все это проявление клеше и очень часто побеждает трезвый разум и трезвое сознание человека, переводя его вниз, на более низкую ступень развития Алая-виджняна, свойственной уже животным.

Иначе говоря, животные становятся животными тогда, когда они вступают в борьбу за существования методами инстинктов, а не методом сознания как человек. Здесь и работает закон Кармы переводя Алая-виджняна с одного уровня развития в другой, вверх или вниз в процессе реинкарнации и стремлении к Нирване.

Проще говоря гуру или монах сказал мне в поезде, что мы пока более близки к животным в лесу чем к человеку в обществе в своей "цивилизации эгоцентризма". Это и возбудило меня.

Буддизм достаточно жесткое учение, оно говорит просто: "жизнь ведет к смерте и разложению" и не морочит мозги более того, чем в процессе жизни необходимо стремиться к Совешенству (Нирвана) .

Однако при этом возникает масса интересных деталей связанных с стремлениями человека в Нирвану. Например. Мы видим, что процесс реинкарнации как метод совершенства Алая-виджняна и стремление к Нирване имеет избирательный характер. Это может быть человек, животное и тд. Если это верно, то должно быть верно и то, что Алая-виджняна может "селиться" не только согласно принципу "человек-животное", но и "человек-общество" или "человек-страна" ведь естественно доказать, что разные страны находятся на разных уровнях развития.

Я помню даже было такое "учение", которое анонсировало объединение желтой расы на принципах Буддизма. Сейчас это, понятно, назвали бы экстремизмом, фундаментализмом, а может быть и фашизмом. Кстати, идеологи фашизма и ее философии очень много чего сперли у буддистов. В частности называя славян животными и уничтожая их, фашисты вполне могли опираться на принципы моего соседа в поезде, но отличие заключается в том, что Буддизм не уничтожает более низкое развитие индивида, а наоборот прощает ему не только подлости языка и мысли, но и даже преступления.

Чтобы понять это надо знать что "общение" у буддистов происходит на уровне "Великого Сострадания", жизнь любого человека в Сансаре - есть страдание. "Великое Сострадание" достигается методом эмоционально-мистической интуиции или ирациональной интуиции, еще это называется высшая мудрость Будды.
Высшая Мудрость не имеет двойственности, т е она Едина и, следовательно, относится к понятиям Абсолюта и Нирваны. Высшая Мудрость пробивает кору страдания (клеши) и познает чужое горе как причину страдания. Так начинается сопереживание того, что переживает человек или животное. Это значит, что преступник, совершая греховный поступок, находясь на более низком уровне Алая-виджняна, достоин сострадания, а не наказания. Понятно, что в общественной жизни такого не бывает или бывает крайне редко.

Дело в том, что Буддизм усматривает высшее проявления бытия в самой личности. Она (личность) источник и средоточие всех нравственных, моральных добродетелей как общественной, так и личной жизни. Можно и так сказать: в Буддизме первична личность, а общество вторично.

"Самое страшное клеше, - примерно так мне сказал буддист по имени "Не Помню Как Зовут", - Мысль о наличие Эго, которое требует проявления любви к себе и приобретает социальное значение. Жадность, эгоизм и ненасытное желание приобрести все больше и больше богатства для себя, толкает человека в социальную борьбу. Эта борьба проявляется категориями времени в виде той или иной экономической базы на фоне которой происходят социальные потрясения общества. Но это не причины, а следствия проявления Кармы социума в которой вы живете. Причиной является личная Карма каждого".

Ну, я понял это примерно так: собрались мы в нашей стране все как один с "черной Кармой" почти животных, занимаемся воровством, прелюбодеяниями и преступлениями, а те кто менее крут - просто подлостями языка и мысли. Живем мы здесь, это наша Родина, и насрать нам на все.
(Фото: Бурятия, Сибирь, кладбище буддистов. Олег Климов)