вторник, сентября 04, 2007

Цивилизация эгоцентризма или путешествие на край страны: Москва - Камчатка

Путешествие может начинаться с объективного невежества, а заканчиваться субъективным знанием. Путешествие от Москвы до Камчатки стало частью моей жизни, но я совсем не намерен преувеличивать его сущность. В том смысле, что это была ни Одиссея, ни героизм, ни символ или метафора людских отношений, которые мне удалось наблюдать. Это была череда человеческих событий из которых складывается наша жизнь.

Я встретил богатых и бедных, защищенных и совсем беззащитных; встретил думающих и невежественных, страдающих и равнодушных людей. Человек может быть хоть кем, но он должен оставаться свободным. Это неотъемлемое право, которое делает его человеком.

Я встретил людей самых разных религиозных конфессий и все они убеждали меня, что атеизм и отсутствие религиозных принципов повлекли за собой потерю моральных и нравственных ориентиров в нашем обществе, сделали человека тем, кем он есть на самом деле: мерзким, затхлым и с осознанием своего ничтожества перед Богом.

Я встретил людей, познавших страх и ужас, дружбу и любовь и, самое главное, сохранивших в себе внутреннею свободу и чувство собственного достоинства. Их жизнь и опыт был для меня не меньшим аргументом, чем мифические примеры гуманизма религиозных фанатиков, пересказанные ими в течение двух тысяч лет.

Я встретил чиновников-галстучников, цинично убеждающих меня в справедливости и неизбежности вертикали власти. Встретил их молодое пополнение в лице "наших" и "молодогвардейцев", которые уже в семнадцать лет могут говорить заведомую и циничную ложь, не по-детски подражая своим про-родителям. Глядя на них, можно быть уверенным, что "преемственность власти" будет обеспечена самыми ничтожными качествами человека.

Я проехал через всю нашу "единую" и "неделимую" России и лишь доказал себе отсутствие единства и присутствие у людей огромного желания оторвать себя от ненавистного центра зла - власти, которая не способна разумно управлять страной в интересах общества, а лишь заинтересована работать в масштабах личного обогащения за счет разворовывания страны и унижения достоинства собственных граждан. Украсть деньги - совсем иное преступление, чем украсть власть у граждан.

Для меня не стало открытием, что российскому человеку не хватает больше всего гуманизма, доброты и уважительного отношения друг к другу. По крайней мере сейчас. Не демократии или либерализма, в которых он ничего не смыслит, а всего лишь гуманного отношения друг к другу. Не фиктивной любви, навязанной церковью, а понимания того, что любой человек является частью единого мира в котором мы живем.

Не надо обманывать себя, что российский человек забыл это за годы Советской власти или за период цинизма нынешнего времени. Он до сих пор не избавился от комплекса "крепостного права", формально отмененного в 1861 году, но и по ныне живущего в нашем сознании на генном уровне. Российскому человеку было выделено не так уж много времени для формирования цивилизованного характера общества, если еще учесть семьдесят лет потраченных на фальсификацию сознания граждан о представлениях свободы в отдельном взятом государстве и коллективном достоинстве партии в ущерб достоинства человека.

Российский человек до сих пор подобен "божественной глине" из которой можно конструировать самые различные модели общества в силу его невежества, подросткового подражательства, нескончаемой зависти перед Западом и высокомерием перед Востоком.

Российский человек - капризный и заносчивый подросток во власти своих вороватых родителей, фиктивно обучающих отпрысков ценностям гражданственности, православию, любви к Родине и к самим себе - к власти, данной им не Конституцией, а принципом "Нового Завета" - любая власть от Бога.

От Москвы до Камчатки, я не нашел ни одного аргумента в пользу оптимистического развития нашей страны. Везде: печальное состояние производства и сельского хозяйства; варварское использование природных энерго-ресурсов или так называемая "голландская болезнь"; эксплуатация человека в качестве рабской силы; люди "униженные и оскорбленные" государством, барином или друг другом. Неуважение и ненависть управляют ленью и алкоголизмом от Москвы до Камчатки.

Я не нашел ничего позитивного и в истории тех мест через которые проехал. Везде: тюрьмы, лагеря или безумные строительства времен Советской власти... и миллионы-миллионы человеческих жертв. Напрасных жертв. "Всегда, когда наш пароход подходит к Магадану, я испытываю невероятную тоску. Мне кажется, что души убитых и замученных, как чайки, кружат над нашим теплоходом. В Магадане, я всегда плачу..." - рассказала мне женщина с судна "Анатолий Торчинов".

Это обман, что среди нас нет тех, кто не нуждался бы в покаянии. Мы все нуждаемся, но в баталиях современной жизни это мысль ускользает и возникает вновь лишь на пороге предчувствия смерти или тогда, когда покаяние становится невозможным. Мы живем в обществе, где слово "извините" является проявлением слабости, а слова благодарности расцениваются как отсутствие материального эквивалента. Мы живем в государстве, где власть отказывается осознать ей содеянное. Мы живем не в настоящем, а в прошлом скверной истории или в будущем, обещанном властью. У нас нет право на покаяние, которое не записано ни в одной Конституции, но которое выполняется там, где люди уважительно относятся к рождению, к смерти и друг к другу независимо от социального или интеллектуального положения в обществе. Выполняется там, где государство не стремятся превратить жизнь граждан в неживую субстанцию – покорный механизм рабства.

В отличие от фашизма в Германии, российский коммунизм не имел возможности покаяния еще и потому, что сам "победил" себя подобно гермафродиту, но вместо того, чтобы извлечь из этого исторический опыт, мы воспеваем новое извращенное государство с фиктивной моралью социализма и экономикой "черного капитализма". Мы впитали в себя все самое плохое из идей социальной справедливости и эксплуатации человека.

Как это не парадоксально звучит, при наличии огромного количества институтов власти, мы не являемся полноценным государством и тем более православной цивилизацией как любят говорить попы и президенты. Не являемся потому, что в этих моделях отсутствует самое необходимое звено - гражданское общество или институт православия. Произошла чудовищная и извращенная подмена "коллективной" морали и нравственности на принципы эгоцентризма власти и капитала, которые как спрут
разрастаются в обществе. "Цивилизация эгоцентризма" не имеет перспектив развития гражданского общества, а потому чем дальше, тем больше российский человек страдает невежеством, мракобесием и алкоголизмом. Эксперимент власти - в течение какого времени люди могут сохранять свое человеческое достоинство - продолжается.

(Олег Климов, Магадан-Хабаровск)
P.S. мне нужен отпуск от общения с людьми, интернетом и образа жизни на грани бомжа. Всем спасибо и пока, я возвращаюсь в Москву между 15-20 сентября.