вторник, февраля 06, 2007

БеломорКанал


1937 год. Только близ городка Медвежьегорск (Карелия) было расстреляно одна тысяча сто одиннадцать человек (см. отчет НКВД о выполнении приказа).

Я встретил в этом "заштатном" городе старого человека, который показал место казни 1111 человек из лагеря на Соловетских островах. Показал место убийства, которое еще каких-то 15 лет назад было секретом НКВД-КГБ. Этот человек один из немногих оставшихся в живых, кто до сих пор помнил место расстрела. Помнил потому, что расстреливал сам.

Он не выдержал всей тяжести тайны и в период "Перестройки", когда тема репрессий обсуждалась и осуждалась, он рассказал обо всем своему сыну... Боюсь один из немногих, кто искренне попросил прощения.

- Я хочу умереть, - ответил он, - У меня ведь есть такое право?


Больше он ничего так и не сказал. Я не знаю, умер ли он сейчас...Я хотел снять о нем документальное кино, но вскоре сам попал в аварию и почти на год в больницу. Тогда мне казалось, что умереть очень легко. Так, наверное, и "ушла" эта история.
Но
я часто вспоминаю о ней и не перестаю удивляться тому, что среди нас ходят не
только дети и внуки жертв репрессий, среди нас ходят дети и внуки палачей. Я не против, но мы примерно знаем или читали как чувствуют себя одни, но даже не представляем, что переживают другие. И я совсем не уверен, что сын не отвечает за отца...

Фото: Олег Климов.