суббота, июля 15, 2006

"Рентгенолог тоже может стать модным фотографом".

(Радио-рекламный слоган)

В 1996 году Ольга Свиблова открыла первую фотовыставку с изображением томографии своего собственного головного мозга, который, возможно, был прежде исследован на предмет каких-либо заболеваний. Судя по всему, патологии обнаружено не было... В это же время, она удивила меня еще и тем, что в кругу фотографов на своем первом фотобиеннале спросила: "А кто такой Евгений Халдей, все о нем только и говорят?" Как вы понимаете, сложно было предположить, что это событие станет началом "новой эры" в истории российской фотографии.



Спустя десять лет мы уже живем в удивительное время дилетантов и лохов из которых формируется средний класс в угоду стабильности развивающему капитализму с государственным лицом. Живем в эпоху деградирующего пролетариата и "аморального авангарда общества", который раньше назывался интеллигенцией. Живем в культуре, которая стремится осваивать все виды искусства по принципу моделирования в рамках существующего рынка сбыта.

Теперь любой лох может стать фотографом, не говоря уже о рентгенографах и геникологах; типографах и креаторах; порнографах и акушерах. Фотографом может стать каждый, не обязательно здравомыслящий человек. Для этого достаточно иметь фотоаппарат и повинуясь "рефлексу Павлова" - нажимать на кнопку.

Однако, чтобы стать модным фотографом необходима специальная структура, что-то между "Реалити-шоу" и "Культурной революцией". Этому требованию вполне отвечают целый ряд галерей включая и Дом Московской Фотографии, который больше напоминает мне "Фабрику звезд". Иногда даже обидно, что Свиблова никогда не будет Пугачевой потому, что можно петь одно и тоже достаточно долго, но бесконечно показывать одну и ту же фотографию головного мозга - невозможно.

Но и это не важно, так как для Свибловой и для Пугачевой "не творческую работу" выполняют манагеры (managers), продюсерсы (producers), креаторсы (creators) и тд (etc)

В общих чертах это выглядит примерно так: берется отдельно взятый человек в в пределах Садового кольца или далеко за МКАДом в зависимости от концепции; томографию ему, скорее всего, не делают, но креатор, подобно психоаналитику, вбивает ему навязчивую идею на основе "материнского" или "отцовского" комплексов, опять таки в зависимости от концепции; а дальше продюсеры и менеджеры включают шоу-бизнес. В принципе, в нашей стране примерно так делают не только фотографов и артистов, но и политиков и даже президентов.

"Модных" фотографов очень легко можно отличить: кроме рефлекса Павлова - нажимать на одну кнопку, они используют еще две: delete и delete all. Выбор, скажем так, далеко не демократический, но Сталину бы точно понравился.

Характерно, что шоу-бизнес не работает с такими профессиями где предопределено "что такое хорошо, а что такое плохо". Шоу-бизнес всегда "ловит рыбку в мутной воде" будь то искусство или политика. Не замечая этого, мы даже не говорим "модный", мы говорим "раскрученный"... Я не зная ни одного модного или раскрученного инженера или рабочего, если не считать всеми забытого Стаханова. В конце концов не важно и то, как это называется: советская пропаганда, реклама, PR или полит-технологии. Не имеет значение и внутреннее содержание. Важна форма, система и алгоритм.

Проблемы "профессиональных клонов, сделанных пальцем" у нас не принято обсуждать, так как априори они таковыми не являются. Но проблема существует. Манипулирование общественным мнением, в результате технологий и шоу-бизнеса, отражается не только на морали и нравственности общества как такового, но и бумерангом возвращается в область профессионализма, будь то профессия политика, художника, актера... или фотографа.

Современный фотограф в десятки и сотни раз делает больше фотографий, чем фотограф 20-го века. Казалось бы, должен работать закон перехода от "количества в качество", но в целом этого не наблюдается. Конечно, я не думаю, что это нарушение основного закона философии потому, что условиями выполнения этого принципа должен быть не только рост производства и технологий, но и производительности труда и интеллекта трудящихся. Последние, очевидно, далеко отстают от первых. Инженеры облегчают жизнь художникам, а художники продолжают пить в перерывах между мега-проектами шоу-бизнеса.

Я смирился с тем, что перестал смотреть новости по телевизору. Я не смотрю так называемое кино и уже не читаю большинство газет и журналов. Тем более не хожу на биеннале. Но когда, черт возьми, я услышал по радио рекламный слоган: "Рентгенолог тоже может стать модным фотографом", я решил сменить профессию фотографа. Буду томографом!

Фото: Yulia Bochkova, Wild fruit
Collection of the artist
The project is presented by the museum Moscow House of Photography