четверг, июня 01, 2006

Пролетарии и фотографы желают познакомиться.

(Тольятти-Самара-Казань-Москва. Специально для www.photographer.ru) Топ-менеджеры из "Росвооружения" и инженеры "Автоваза" планируют превратить Тольятти в российский Детройт (столица американского автомобилестроения), в то время как культурно-интеллектуальная общественность города мечтает о создании школы фотографии на базе университетского образования факультетов журналистики и дизайна.
И в том, и в другом случае успех предприятия рассчитан на столичных специалистов: в случае с Автовазом – это прогосударственные московские менеджеры, отличившиеся на современном рынке в области торговли оружием; а в случае фотошколы – это независимые преподаватели, способные объяснить разницу между экономикой рынка и культурой общества, частью которой является фотография как вид современного искусства.
Если процессы перестройки на Автовазе мотивированы государственными интересами, как объяснил президент компании Игорь Есиповский в своем интервью, то создание фотошколы, со слов проректора университета Любови Ворониной, которая приехала в Тольятти из далекой Сибири еще в советские времена с убежденностью построить здесь "город будущего", – продиктовано необходимостью развития культуры города. Города, который был создан практически одним поколением. Поколением, которое в одночасье достигнет пенсионного возраста не достроив "город будущего. По убеждению Любови Николаевны, Тольятти может фактически превратиться в "город прошлого" потому, что преемственность поколений связана не только с уровнем рождаемости и смертности, но и с возможностью передачи культурного наследия. Согласитесь, с этим трудно поспорить.
Однако, для создания школы фотографии необходимо предусмотреть следующие условия:
1. Кого учить фотографии?
2. Кто будет учить фотографии?
3. Кому нужны будущие специалисты в области фотографии?
Кого учить? – вопрос в Тольятти совсем не риторический. Этот город принадлежит если не заводскому пролетариату, то уж точно правящей верхушке Автоваза, где городская администрация скорее выполняет формальную роль власти.

Тольятти был создан как "спальня" автомобильного гиганта инженерами и рабочими со всего Советского Союза. Прежний городок – Ставрополь на Волге – утонул в просторах "Жигулевского моря" в результате другого гигантского проекта по урегулированию уровня вод в "Великой реке".
В течение импровизированной конференции, организованной Любовью Ворониной, стало ясно, что слушателями школы фотографии могут быть студенты факультета журналистики и дизайна. Если на кафедре журналистики уже есть курс со странным названием "фотодело", где речь идет больше о технике фотографии, чем об искусстве, то на кафедре дизайна вообще отсутствует подобный предмет как таковой. Кафедра журналистики в Тольятти представлена "радиожурналистикой", "тележурналистикой" и "печатной журналистикой". Фотожурналистики нет как специальности несмотря на то, что есть желающие учиться этой профессии.
Если кафедра журналистики нуждается в подготовке специалистов в области репортажной и документальной фотографии, то кафедра дизайна больше заинтересована в области арт-фотографии и визуальной культуры в целом. Как та, так и другая кафедры хотели бы иметь курс истории фотографии как отечественной, так и зарубежной.
В поисках алгоритма и формы фотографической школы было предложено создание меж-факультетной школы фотографии на базе университета, которая включала бы в себя необходимые курсы для журналистов и для дизайнеров.
Вопрос о том, кто будет читать курсы фотографии, остался в принципе открытым. В Тольятти нет специалистов, кто мог бы квалифицированно преподавать фотографию на уровне университета, а пригласить "гостей из Москвы" стоит дешевле, чем столичных менеджеров на Автоваз, но нереально в рамках существующего бюджета. Скорее поэтому Любовь Воронина предложила использовать фотосеминары, организованные Photographer.ru и Фондом «Объективная реальность», в рамках общего курса Тольяттинского Университета.
Однако фотосеминары, с моей точки зрения, имеют больше конкретно направленную цель, чем общеобразовательную, в силу ряда причин и могут быть включены в университетский курс только как практические семинары по фотографии, а не как основной курс. Другими словами вопрос об академическом образовании по-прежнему остается открытым и вряд ли будет решен в рамках университета.
Фотография – удивительная дисциплина и может существовать на стыке самых разных профессий и специальностей. Возможно поэтому вопрос о том, куда девать "ученых фотографов" был решен достаточно просто: будут дизайнерами или журналистами, а плодить фоторепортеров и фотохудожников - дело неблагодарное в период отмирания репортажа и насилия над личностью средствами массовой культуры.
Тольятти, это не Новые Васюки, Тольятти - это грустное наследие советской эпохи, но вместе с тем – это провинция, верующая в существование "большого пирога" столичной культуры, кусочки которого могут достаться и российской глубинке. Но проблема в том, что российская культура произрастала не столицами, а патриархальной провинцией. Может быть поэтому в Тольятти мечтают о школе фотографии, а Москва пытается возродить в городе автомобильный гигант, продукция которого далека от мировых стандартов и рассчитана как раз на "патриотов-мечтателей".
Наша страна на протяжении всей истории "рожала" удивительных фотографов мирового уровня, но до сих пор не располагает сколько-нибудь основательным учебным заведением в области фотографии. Однако при этом Россия по-прежнему претендует на мировое господство если не в области фотографии то, по крайней мере, в сфере энергоносителей, где обществу определена весьма посредственная роль – "рабочих сцены" мирового театра, независимо от того, пролетарии они или фотографы.