понедельник, мая 25, 2009

"Картинки с выставки"

Это не Александр Родченко, это Модест Мусоргский... есть большая разница должен сказать. И разница не в том, кто-что видит или кто-что слышит. Случается и музыканты видят картинки, а художники и даже фотографы слышат музыку. По большому счету это же не так важно: можешь ли ты видеть или можешь ли ты слышать и понимать, главное - восхищаться и если это восхищение искреннее, значит и ты каким-то образом имеешь отношение к "изящным искусствам". Пойду сегодня на концерт. Спасибо что пригласили.

Примерно год назад, я снимал сидя внутри оркестра во время репетиции. Потрясающее ощущение. Ощущение, что ты внутри музыки. Это забытое чувство, а может быть никогда и не чувствовалось мной, несмотря на занятия в оркестре в глубоком детстве. Что я помню из того времени? Помню дирижера Клавдия Клавдиевича и его слова: "Тебе медведь на ухо наступил!" и далее оркестру: "музыка - это откровение, а вы лжете!" Это был Бизе, "Антракт" из оперы Кармен и я сотни раз "подыгрывал" в тот момент, когда ее "убивают". Помню шутку в адрес дирижера оркестра: "Клавдий Цезарь, не ты ли говорил? - Человека только начала Природа создавать, но не закончила".

Что я помню кроме? Иногда ловлю себя на мысли, что до сих пор насвистываю мелодию и ритм Бизе. Просто из под сознания. Непроизвольно. Наверное это и есть "память детства", которая формировала меня.

Я знал, что по ночам Клавдий мог пить водку, играть на скрипке или чинить инструменты оркестра. Любительский оркестр был его смыслом жизни. Я много раз наблюдал как он "подгоняет лады" или "шлифует деку". Будучи совсем ребенком меня завораживало этой действо. Так бывает, ты не понимаешь что делает человек, но тебе приятно за ним наблюдать и ты не можешь оторвать глаз. Можно сказать и так: я семь лет убил на занятия музыкой. Но вот в чем странность, я не жалею об этом а всегда вспоминаю с восхищением. Что жалеть? - "медведь виноват".

В каком то смысле мне повезло, я встретил много неординарных людей: музыкантов и поэтов, физиков и математиков, писателей и журналистов. Они имели огромное влияние на меня...

Помню как один преподаватель с кафедры "Квантовой механики" в отчаянье прокричал во время лекции: "Сколько поле не квантуй - все равно получишь хуй!" Это "классической правило неклассической механики", но профессор тоже имел ввиду нас - тупых студентов. А другой профессор математики как-то ночью в обсерватории вполне серьезно мне заявил: "А откуда Вы знаете, что звезды имеют собственное поступательное движение, а не приколоты булавками к небесной сфере?" .. Я что-то говорил ему про "спектральное смещение", про наблюдения Небесной механики, но он все отрицал.. и только под утро сказал: "Ладно, уже светает, хватит о глупостях говорить, я пошутил, лучше покажите мне как звезды выглядят через телескоп", - и похлопал по тубусу "полметрового" телескопа. Все оставшееся время мне пришлось говорить о том, что уже давно и никто не смотрит на звезды в телескоп "глазами обывателя", да и вряд ли там можно увидеть что-то интересное, приложив глаз к окуляру, что есть более совершенные приборы наблюдения чем человеческий глаз.. и так далее.

Профессор теоретической математики уходил очень разочарован: "Я просидел в вашей "избушке на курьих ножках" (так он назвал вращающийся павильон с раздвижной крышей в котором был установлен телескоп) всю ночь, а Вы не показали мне ничего нового и ничем не удивили. До свидание, коллега". (Некоторые преподаватели не называли нас "товарищ студент", а говорили "коллега"). Теперь я знаю это был тот самый "неординарный профессор", проведенную ночь с которым в обсерватории, я тоже вряд ли забуду независимо от того чем пришлось или придется мне заниматься в жизни.

Был и известный поэт, диссидент и монархист, который отбывал пожизненное поселение в Сибири за попытку покушение на Мавзолей Ленина. Он работал кочегаром в местном Доме культуры и медленно, но верно превращал меня из пионера в "мальчиша-плохиша". Мне было лет 12, не больше и поэт говорил со мной примерно так, время от времени подбрасывая в топку уголь: "Знаете ли, молодой человек, Ваша проблема в том, что Вы слишком много хорошего слышали о Ленине и много плохого о Гитлере..." За такие слова в 70-х можно было пойти дальше, чем "пожизненная ссылка в Сибири".

Все это вспомнилось скорее потому, что пытаюсь понять, что заставляет искать "поэтический стиль" в фотографии или сравнивать ее с музыкой, или пытаться привести ее к каким-то "линейным правилам", которые я учил и остатки забытых знаний, которых нуждаются в проявлении, заставляют меня смешивать все подряд и искать оправдание никчемным занятиям фотографией. Сложно сказать, но так или иначе фотография - это проявление "детских комплексов", которые формировались из-за общения с самыми разными людьми, которые имели влияние почти на подсознательном уровне.

Вот же, больше ста лет назад картинки "превратились" в музыку. Почему нельзя сделать наоборот? Или это несимметричный процесс? Почему нельзя превратить фотографию в поэзию? Задать ей ритм, рифму, найти форму соответствующую поэзии и вложить в фотографию содержание о человеческих чувствах и действиях? Разве это не будет поэзией? Некрасов, например:

..И слово русский либерал
Произносил не без улыбки...

Нет, вот это даже еще лучше:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства.
актуально до сих пор как никогда. Это можно снять и рассказать фотографией. Не обязательно снимать "разврат и тиранство" или снять это в "поэтической форме", как у Некрасова ;) Может кто-то будет смотреть хоть "визуальную поэзию", если уже давно не слышит и не читает стихов.

Год назад, во время большого интервью с Георгием Колосовым, я сказал ему, что считаю музыку "высшим проявлением искусства", которого никогда не достигнет фотография. Он мне возразил и ответил, что в фотографии больше поэзии чем музыки. Я не согласился тогда с ним, скорее всего, в силу субьективных причин, Колосов сам пишет стихи, но сейчас мне кажется, что он был прав. Посмотрим, что об этом "думает" Мусоргский ;)