суббота, марта 21, 2009

"Без субординации - нет навигации"

- морская поговорка... Однажды мой знакомый Яхтсмен и друг решил построить себе лодку и уйти на Таити к "морским цыганам". Навсегда. Когда он начинал строительство, то его супруга была не против разделить участь своего мужа и "морского бродяги". Строительство было долгим, у них родилась и подрастала дочь и уже романтическая мечта "бороздить океаны до скончания веков" не казалась столь романтической как прежде. Однако, Яхтсмен не терял надежды и строил свой "Ноев ковчег". Построил. Это замечательная лодка с красивыми обводами, "мужественным" килем, крыльями-парусами и уютной кают-компанией. Просто мечта. В честь дочери он назвал ее "Марина". Или дочь назвал в честь моря - Мариной. Теперь это не так важно.

Его "одиночное плаванье" началось еще на берегу. У него не было постоянной команды и друзей, кто бы столь длительный период помогал ему в строительстве. Точнее их было множество. Время от времени приезжал я, мы путешествовали на яхте "Блюз", построенной им же, делали "вишневку" прямо на борту или грелись в непогоду "российским морским" напитком "водка-чай". Так я научился "держать банку" (на мор.сленге выпивать) за Нептуна, Юпитера и за мореходов из Питера! У Яхтсмена было
две страсти: лодки и блюз. За годы знакомства с ним, я прослушал весь курс истории мирового блюза и яхтинга.

Когда мы напивались до чертиков, то почти всегда, как бы, проверяли остойчивость "Блюза" - кренили по ветру, пытаясь перевернуть лодку. Это была невероятная глупость, но Яхтсмену всегда не хватало "волны под килем" и "ветра в парусах". Обычно, когда он шел против сильного ветра, постоянно меняя галсы, при сильном крене и "болтанке", то приказывал мне готовить глазунью-яичницу на обед или ужин. Должен сказать - это достаточно трудно сделать, когда все летает от "борта к борту" и однажды вместо подсолнечного масла в глазунью попал "Ферри". Удивительно то, что капитан этого даже не заметил, хотя я честно его предупредил.


Мой отец был моряк и я в детстве часто слышал от него: "Флот - это иерархия и дисциплина", но будучи сыном "врага народа", он был списан на берег, несмотря на шесть лет службы на Тихоокенском флоте - стал гражданским инженером в Сибири. Поэтому, будучи матросом на любительской яхте, мне было не сложно выполнять иногда идиотские приказы шкипера.

Однажды, мы шли "скучным фордевиндом" (ветер в корму) и чтобы хоть как-то развеять скуку, Яхтсмен мне сказал: "Слушай, у тебя дурацкие солнечные очки!" " Ааяя (так точно), Сэр" - ответил я. "Нет, - продолжал он, - У тебя совсем не морские очки. Это какой-то сухопутный Ray Ban!" "Так точно, Сэр", - повторил я, и выбросил ужасно дорогие очки за борт... Яхтсмен стал так искренне смеяться, что вскоре и меня заразил своим весельем, а потом просто сказал: "Отлично, я возьму тебя матросом на Таити!". Так десять лет назад я стал членом команды.


Я это рассказываю к тому, что если вы читали только биографию лорда Нельсона и его героические подвиги, то может сложиться предвзятое и ложное представление о флоте, но если почитать дневники, воспоминания его товарищей и даже дневник самого Нельсона, то можно найти множество вот таких простых, часто глупых историй о взаимоотношениях на флоте, благодаря чему и существует флот по моему убеждению.

Примерно чуть больше года назад, в поисках команды на Таити, я связался с легендарным и крутым яхтсменом Евгением Гвоздевым (в отличии от гламурщика Конюхова) который жил тогда в Махачкале на Каспии. За бортом его маленькой самодельной яхты, к тому времени, было две кругосветки, одна всего "за сто долларов", которые были в его кармане. Ему было семьдесят с лишним лет и он тоже мечтал навсегда уйти в море. Он уже бывал на Таити и мы приглашали его в команду. Гвоздев сразу хотел знать технические подробности яхты "Марина", когда она будет окончательно готова и дал принципиальное согласие отправиться на Таити, при условии, что капитан будет не против пройти кругосветку на "королевской яхте", как он стал называть лодку по моим описаниям.

Но это уже другая история, которую я когда-нибудь расскажу. В декабре прошлого года, я узнал из новостей, что Гвоздев погиб в Неополетанском заливе в Италии при попытке совершить свою третью кругосветку на маленькой подаренной ему яхте с именем "Гитан-2". Мне удалось не так много общаться с ним, но как-то сразу было понятно: вот, настоящий моряк, которому действительно нужна лодка.