пятница, февраля 06, 2009

"И смерть не разлучит нас"

Я написал в предыдущем сообщение "И только смерть разлучит нас" и вот теперь точно не знаю, что в этом было больше: "оптимизма" или "цинизма"? Безусловно, Родченко страдал от преждевременной гибели Евгении Лембер. Может быть даже больше от потери любви...(Весь его дневник - сплошные страдание и "плаксивость". Похоже, что он писал его, когда ему было действительно плохо...) Также не ясно почему в последнюю минуту, он изменил свои планы и не поехал вместе с Евгенией Лембер на поезде... Куда? В чем была причина перемены планов? Конфликт?... Думаю уже никто не знает...

Своей будущей жене, Варваре Степановой или: Варве, Мульке, Коти.., как он ее называл, в 1915 году Родченко написал в письме: "Искусство - это божество и божество жестокое, мрачное, мстительное и коварное, и властвует над ним Дьявол... Но я должен победить Дьявола, ибо я по силе не уступаю ему..."

Как уверил меня господин Раскладушкин "И только смерть разлучит нас" - цитата из Шекспира и Байрона, но, я немного изучил этот вопрос и мне кажется, что первичная цитата - "христианская клятва" во время обряда венчания... а мой цинизм в том, что после смерти Евгении Лембер, Александр Родченко завел "любовные отношения" (an affair) с ее сестрой Региной. Это ли не победа над "смертью"?
"In 1938, Evgeniia’s sister Regina Lemberg died of gangrene. A diary entry after her cremation ceremony suggests that Rodchenko had an affair with Regina after Evgeniia’s death".
Вот, собственно, о чем пишет сам А. Родченко - "победитель Дьявола":

4 июня 1938 г.
Сегодня умерла от гангрены Регина Лемберг, сестра Жени Лемберг.
У папы не осталось никого, ему 60 лет. Как грустно и странно...

7 июня 1938 г.

Состоялась кремация Регины. Я тоже ходил и чувствовал себя плохо... Подошла ко мне ее подруга и, отведя от людей, спросила: "У меня Ваши письма к Регине, что с ними делать?" Я ответил:

- Уничтожьте.
- Я это и хотела сделать, но без Вас не решилась....

Когда я уходил, она грустно смотрела на меня (мой курсив). Она одна знала, кто я был для Регины... А письма... Ну, куда их теперь... Они были для нее...

На фото А. Родченко: Регина Лембер, фотография называется "Фотоурок", 1934 г. - год смерти Евгении Лембер.