Юрий Иващенко: "протекла крыша"



"...я думаю, речь идет о том, как сознательно фотограф использует для себя законы построения изображения. Он должен понимать "зачем и как?". От смысла никуда не деться....
Ситуация - авария хилой крыши свадебной "палатки"
1 фото - диагональ крыши слева направо и человек в левом углу"направляют" поток воды и вода проливается в правом верхнем углу. Однако "гл. герой" (вода) теряется, становится незаметной из-за
красного пятна за ней (парень в красной футболке).
2 фото - фигура на первом плане слева и фигура справа в красном удерживают крышу. Однако центральная фигура задаёт "крутящий момент" сюжету и противоречит 2м другим фигурам парней. Это создает конфликт в кадре и поддерживает драматизм сюжета. В зависимости на кого из ребят
смотреть - кажется, что крыша то стремится перевернуться, то устоять..
3 фото - рука, направленная вверх, и бревно слева держат крышу, но взгляды вниз парней приземляют их. "Обрезанная" рука по центру кадра мешает восприятию сюжета.
Мне кажется 2-й кадр наиболее удачен..."
Чтобы я сказал по этому поводу "во-первых" и очень субъективно: мне всегда хотелось быть более романтичным чем циничным поэтому, лично мне, в готовой фотографии или в тот момент когда я снимаю сам, всегда хочется найти образ или даже клише. Когда я увидел эти фотографии, то первая мысль была такой: черт, из этой ситуации можно было бы сделать "атланты держат небо" (или его вращают). Можно было бы легко добиться такой ассоциации. Но в готовой фотографии, я вижу только факт протекания крыши и нет ассоциативного образа сравнения.
Это субъективно. Объективно я бы сделал несколько другой анализ чем у Юры. Третий, последний кадр, я бы вообще исключил так как там нет того, что есть в первом и втором.
1. Юра говорит : "диагональ крыши слева направо и человек в левом углу". Первая ошибка в том, что эта "диагональ" читается справа налево, а не наоборот. Если перевернуть этот кадр зеркально, то тогда "диагональ" будет действительно читаться как "слева направо", (см. таким образом)

Если мы перевернем картинку зеркально, то мы частично решаем эту проблему - кадр начинает читаться "слева-направо", но мы не решаем другой проблемы - поток воды. Мы "не верим" этому кадру потому, что он противоречит нашей "визуальной логике" восприятия, хотя сознательно можем понять почему вода протекает именно в этом месте.
И еще некоторые детали. Фигура справа, держащая "небо", сама по себе хороша, но две фигуры, стоящие рядом слева, недостаточно ярко выражены в том смысле, что их руки накладываются друг на друга, не видны кисти и пальцы, если можно так сказать - они не "художественны", несмотря на то, что выражение лица "парня в красном" очень хорошее.
2. Второй кадр действительно построен совсем по-другому принципу чем первый. Здесь нет той "диагонали", а есть "купол неба" и фигура слева, которая является "главенствующей" и определяет композицию. Несмотря на то, что фигура слева в кадре, она является (по ощущениям) "центральной" под куполом и выглядит как "ось вращения". "Крутящийся момент" (центробежную силу), задают две фигуры справа. Также важно направление их рук, что выглядит динамично и создает иллюзию "вращающегося момента".
Однако проблема кадра не в геометрии, проблема в отсутствии "эмоциольности момента". Если две фигуры заднего плана выразительны своей позицией тела, то "главенствующая" фигура на первом плане - просто инфантильна. Кадр очень "театральный", где главную роль играет "плохой актер".
В общем мы видим как в том, так и в другом кадре - протекла крыша. Это уже достаточно информационно, но недостаточно "фотографично". Можно сказать, что в первом случае "композиционная ошибка", а во втором ошибка "решающего момента". Цвет в данных кадрах особой роли не играет вообще и если он присутствует - то как факт, что наш мир действительно является "немного цветным", и это в принципе не должно противоречить нашему визуальному сознанию ;) Однако, если выбрать из двух, то я бы выбрал первый, предварительно зеркально его перевернув, что формально возможно даже для репортажа, если нет явных нарушений симметрии.. таких как буквы, например.
P.S. Для обсуждения фотографий открыты комментарии на блоге http://klimov.blogspot.com/ для пользователей любых сообществ, включая анонимов. На RSS-ленте http://syndicated.livejournal.com/klimov_rss/ комментарии доступны только для пользователей ЖЖ.
Для обсуждения исключительно фотографий я ввел метку (ярлык) "on-line семинар" в котором предлагается обсуждать конкретные фотографии самых разных авторов по их желанию и с их разрешения.