суббота, марта 22, 2008

Там раньше был Эдемский сад

Посмотрел в Сети, наверное, более тысячи фотографий современного Ирака. Странное ощущение. Лица стали совсем другие. Они больше не улыбаются. Курна - город на Юге Ирака, где по-библейскому описанию был когда-то Эдемский сад. Дельта рек Тигр и Ефрат (Арабский канал).

Я делал там репортаж к приезду Папы Римского (который так и не появился). Люди нищие, но все равно были так приветливы со мной и всегда улыбались, а местный шейх подарил мне национальный костюм вышитый золотыми нитками. Теперь не улыбаются. По крайней мере на фото, которые я просмотрел сейчас. Странно. Тогда я подсчитал, что за 100 лет 20-го века на территории "Рая" было 36 военных конфликтов и войн. Нынешняя война - 37, но уже в 21-м веке. Кошмар, а не "Эдемский сад".

Забано, в Курне, почти на берегу реки есть и старое дерево, его так и зовут "адамово дерево" с которого был сорван "плод раздора". Дерево фактически окаменевшее. Думаю сохранилось и после "американской войны".

Помню я всех спрашивал: Вы знаете, что в Раю живете? Они только смеялись в ответ и говорили: Знаем-знаем, только давно это было... Бог с тех пор покинул нас (см. фото предыдущего поста. Там же).

На Юге Ирака жила так называемая оппозиция к Саддаму Хусейну. Многие скрывались на болотах, которых там множество, где нет пустыни. Их называли "болотные арабы". Некоторых отлавливали и убивали. Как правило на месте. Их по большей части считали уголовниками и цыганами. Удивительные люди с черными волосами и голубыми глазами. Я был очарован ими. И даже мой сопровождающий из службы безопасности и контрразведки позволял мне быть с ними, говорить на самые разные темы (особенно про религию, конечно), но в итоге попросил меня подарить ему хотя бы "золотой пояс" от шейха. При этом сказал: это ценность не потому, что золотые нитки, а потому, что от шейха Малика. Он великий. (Ныне казнен).

Фото: Олег Климов (Курна-Эдемский сад)

(Middle Asia's map)