пятница, февраля 29, 2008

Город мертвых героев

Милая моя Настенька,
я уже не помню точно, когда впервые появился в Санкт-Петербурге, но помню первое ощущение влажности на своем лице и "99-процентов" воды в воздухе. Я чувствовал себя если не рыбой, то лягушкой. После первого посещения города уже не сохранилось каких-либо впечатлений от памятников, дворцов... всей этой "мертвечины", но остались в памяти синевато-бледны
е лица людей с такой прозрачной кожей, как у хорошей форели и то, что они называли обыкновенный, обгаженный людьми и собаками подъезд дома - "парадная", не "парадное", как это принято у аристократов, а "парадная" - женского рода. Дело в том, что они, местное население, имеют ввиду парадную лестницу, а не парадное крыльцо, как это было принято в дворянском обществе Петербурга.
Я приехал из Москвы и, конечно, не аристократ, но так мне объяснили знающие аристократию
люди.

Я сижу в эдаком типичном про-западном ресторанчике, коих в век не сыскать в московских трактирах после евроремонта, но можно найти в Австрии или Англии; я поедаю "медальоны из кУры в орехах" (изобразительная композиция или "овальный" кусок курицы, окруженный бордюром из орех и теста) со шпинатом вместо брутального гарнира, запивая все это рейнским вином и хочу заявить вам:

в действительности Петербурга уже давно не существует. Его нет. Он умер, утонул в болоте как тысячи человеческих скелетов, которые тоже были когда-то людьми и построили этот город. Они исчезли вместе или по очереди: раз-два, сгинули в историю, которую мы учили в детстве и которая превратилась в ничто, в пустое место, заполненное водой; в иллюзию, проникшую в наше сознание. Все что мы видим, приезжая на каникулы в "белые ночи", этого не существует в реальности, это всего лишь проекция, навеянная лживой историей и имперской пропагандой.

Я скажу вам, что существует в действительности, только одно здание, одно единственное - Эрмитаж, точнее Зимний Дворец. Это единственное, что мы наворовали с Запада, чему коленоприклонно подражали и чем привыкли гордиться. Все остальное - блеф, художественный обман и проекция на наше сознание.

Не верите?
Я намекну, можете проверить: не один правитель страны советской, начиная от Ленина и кончая Горбачевым, никогда не посетил Эрмитаж. Знаете почему? Потому что Эрмитаж существует в другом измерении, а поскольку правители наши были из мира некрофилов, то и не
было у них причин появляться там. Согласитесь, логика хоть и не математическая, но достойна внимания. У меня есть более строгие доказательства, но я не прибегаю к ним потому, что нам людям больше по душе не доказательства, а вера или просто слушок.

Вы знаете, например, почему к искусству в Петербурге относятся иначе чем в Москве?…Что значит иначе? Ну, более деликатно - забытое в Москве словечко. По той же самой причине - искусство существует только в Эрмитаже. Но в своем болоте они деликатничают и поощряют друг друга, поддерживая иллюзии. Вы только взгляните на их современные галереи, их искусство уже давно утратило индивидуальность и избранность, превратилось в массовость, кич и шоу-бизнес. В Москве, конечно, тоже самое, но там пока еще найдутся парни, которые могут плюнуть в подобное
произведение и при этом не извиниться. Конечно, я это не поощряю, но только хочу сказать, что варварство всегда подчеркивает избранность.

Если задуматься, то становится понятно, что искусство
должно служить спасением человеку от нигилизма. От государственного нигилизма прежде всего, что навязывает нам абсолютную веру в историю государства взамен веры в Бога, которого давно убил Ницше. Мы должны верить, если не в коммунизм, то в героическую историю нашего государства. Отдать свою жизнь ради процветания великой России. Но кто это Россия? Для меня это вы, Настенька, это я сам и, я не готов этим жертвовать в угоду государственного нигилизма и ради абсолютной веры в справедливость истории.
Конечно, искусство не делает человека счастливым, но делает его свободным, освобождает от иллюзий прогресса, обращаясь к собственной личности, вглядываясь и познавая несовершенство нашего мира. А что мы видим сейчас? Технологии и технологии. Само искусство стало выражать собой принципы системного нигилизма. Это не так страшно, Настенька, когда один человек проповедует нигилизм, но это чудовищно, когда нигилизм становится государственной идеологией и мы должны постоянно доказывать свою любовь не друг к другу, ни к вам, Настенька, а к этой ужасной машине от которой вы никогда не дождетесь взаимности.


Вы знаете что бы случилось, если бы каждый мог пожить в Эрмитаже? Загадили бы также как свои "парадные". Но я не про это, в конце концов Эрмитаж - это только здание. Я про людей, уверен, они бы все возомнили себя царями и царицами. Иногда я думаю, что нечто подобное случилось и с петербуржцами. Они утонули в иллюзиях своего прошлого.

Праздно существуя на "болотах европейского вида" и постоянно подменяя процентное содержание влажности в воздухе на процентное содержанием алкоголя в крови, я увидел два города: живой и мертвый, но долгое время не мог понять какой из них реальный, а какой - всего лишь выдумка и фантазия шизофреников.


Так я пришел к выводу, что Петербург – это не город живых людей с их фиктивными представлениями о жизни, извращенной памятью и амбициями из лягушки на болоте превратиться в океанскую акулу. Это город даже не шизофреников подобно Достоевскому, а город литературных героев, которые невероятным образом размножились здесь в романтические времена "серебряного века" как водоросли, планктон или "цветущие воды"; город литературных героев, которые до сих пор поддерживают свою жизнь исключительно из-за остатков человеческой памяти, обрывков романов, стихов, музыки и героических подвигов наших предков. Ну а писатели, журналисты, историки и дилетанты жанра, как прародители, как носители остатков памяти - всего лишь личинки, которые воплощаются в своих героев подобно "набоковским бабочкам" и вечно порхают вдоль вонючих каналов кладбищенского города... Вот так и получается, что литература - библия для агностиков в бессмысленном мире без Бога.

Будучи, все-таки, живым и не являясь героем даже романов Оксаны Робски, честно признаюсь, я не любил посещать кладбища. Не любил и Гоголя с его про-питерскими манерами некрофила, с мертвыми и бледными красавицами или розовощекими дурнушками из украинских хуторов. Все люди, знаете ли, если верить Фромму, делятся на некро- или био-филов. Поэтому на кладбище мне всегда было не уютно, но когда я осознал, что в действительности умерших гораздо больше чем живых и, рано или поздно, я буду должен присоединиться к отряду большинства, ко мне пришло понимание или то, что сейчас называется "толерантностью". Как выразился вездесущий Шекспир: "кто помрет в этом году, застрахован от смерти на будущий". Как только я осознал это, то стал равнодушно относиться к "Вечерам на хуторе.." и полюбил Святой Петербург, точнее его иллюзорность со всеми литературными персонажами, которые живут здесь вместо настоящих людей.

В этом же баре, но сменив "рейнское" на "русское белое", я мог вспомнить только одно место в Москве, которое мне напоминало кладбище - это Кремль. И так мне вдруг ясно стало, почему все эти "питерские" стремятся туда, как вампиры спешат укрыться под крышкой своих гробов с первыми лучами солнца. Только, ради Бога, не подумайте о маниакально-бытовой некрофилии, я говорю о некрофилии сознания, чему каждый из нас подвержен в той или иной степени и как следствие тому – образ жизни и действия. Если хотите, то речь идет о некрофилии души, которая преследует человека от рождения и до самой его смерти. Любовь к смерти, рано или поздно, она победит потому, что у нас нет иного выхода, кроме как полюбить неизбежное. Вот яркое проявление этой любви - стремление к власти, революциям и разрушению.

Милейшая Настенька,
наверное, вы знаете, что на Белом Свете не так уж много городов построенных на воде. (Г
ораздо меньше чем городов, построенных на холмах). Многие из них уже погибли, а некоторые еще в процессе деструктивности, как любил выражаться мой любимый "политик-виагрист"... Как только опять пожалуете ко мне в гости, то пройдитесь по Мойке к Невскому, там есть упоминания о нем. Если сказать про "политика-демократизатора", наверное, вы не вспомните, ну, вы знаете, это отец Ксении Собчак. Не Пушкин, конечно, и не Расстрели, но тоже не плохо - золотыми буквами, в мраморе и почти напротив того места, где Пушкин написал свою "Полтаву", где жил Грибоедов и Герцен, где Гоголь искал встречи с великим русским поэтом, но который не мог с ним встретиться потому, что спал до обеда и еще потому, что накануне встречи полностью проигрался в карты и находился в "плохом расположении духа".

Дальше к Невском вы найдете "Музей демократии" имени отца Ксении Собчак, которая была "изгнана" из "города мертвых" в "город живых", в Москву стало быть. Я не знаю причин этому, но как сказала мне Александра N - член элитного клуба "Эрмитаж" (читай клуб аристократов): "Она - наш питерский позор и ваша московская гордость".


Может быть она бы так не сказала, если бы знала, что я родился в Сибири. Но, честно говоря, мне было противно дискутировать с ней на эту тему и я даже в Москве встречал не только "новых питерских аристократов". Все они - говно за редким исключением. Простите меня великодушно.


Вы знаете, что для меня всегда этим исключением был Кропоткин (князь и анархист), который
считал «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным» в отличие от графа Толстого, кто первую половину жизни занимался прелюбодеяниями с крестьянками на пару с Тургеневым, а вторую - доказывал цивилизованному обществу, что этого делать нельзя потому, что аморально, что "добро должно побеждать зло", что все "люди братья" или плохо все то, что сейчас психологи называют "моббинг" (mobbing) власти или "народных масс".

Как, все-таки, это гениально и по-питерски создать "музей демократии" на Невском и в наши времена. В "питерские времена". Вы только почувствуйте это. Они просто не могут жить в реальной демократии, им нужна мертвечина, иллюзия, фиктивная память, некрофилизм со своими не менее фиктивными героями, например, такими как профессор Собчак, умерший от "передозы" виагры, которая прежде подействовала на сердце, а уже потом на все остальное. Об этом не многие говорят, но мне это кажется красивым завершением жизни и достойной смертью некрофила.

Особенно меня умиляют картины в "музее демократии", это вам не Эрмитаж, это квинтесенция цинизма и фальсификации прошлого. Есть и фотографии собчаковского ученика - В.В. Путина, где он совсем еще молодой, всегда за спиной учителя и в длинном пальто, очевидно, купленным еще в Германии. Настоящее "шпионское пальто". Глаза у "ученика" всегда опущенные вниз как у невесты, которая должна выйти замуж за вампира из романов того же Гоголя или как у девицы, осуждающей разврат, но страстно и тайно мечтающей о нем.


Все это почти литературные герои, Настенька, точнее - герои истории, "ницшеанские герои" современности, они не вытерают задницу туалетной бумагой потому, что задницы у них нет.


Представляете сколько памятных табличек и монументов в этом городе понаставили всего-то за триста лет и сколько еще появится?.. А в Москве во все времена церкви сооружали аж 800 лет подряд, правда с некоторым перерывом, иногда строили мавзолеи, но всегда и всё называли именами "святых", стало быть покаяния искали. Это все потому, что в Москве больше работали, соответственно грешили больше, по-просту - воровали. В Питере же - лениво, сыро и развратно.

Будь я градоначальником Петербурга, я бы памятники литературным героям ставил, а не их родителям и тем более политическим деятелям, может быть приезжающие гости больше бы книг читали и меньше бы телевизор смотрели.
Кто из наших современников знает Настеньку - "девушку чахлую и хворую", как выражался Лермонтов, подражая человеку с арабскими рефлексами - Пушкину? Мало кто, вот про Достоевского все слышали. А Настенька заслуживает памятник, Настенька до сих пор прогуливается в белые ночи вдоль вонючей канавы от дома к дому, точнее от одной коммунальной квартиры к другой. Настенька нынче - наркоманка, "сидит" на героине как представители моего поколения на "кофе и сигаретах", включая алкоголь по пятницам вечером или каждый вечер.

Боже мой, как я люблю поколение "Next", как люблю вас, Настенька, я всегда подозревал, что цивилизация стремится не к прогрессу, а к совершенству удовольствия.


Бесценная моя,
"Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив, донельзя счастлив!" Нам ли не знать, Настенька, что бессмысленный мир без Бога порождает не только совесть, дух и мужество героев, но и ложь, насилие и цинизм - черты диктаторов и тиранов всех времен. Герои не существуют без диктаторов. Они нуждаются друг в друге. Как я нуждаюсь в вас, а вы, быть может, нуждаетесь во мне...

Но меня забавляет другое: почему власть, всегда стремилась к так называемым “системам подавления” в своем нигилизме, что по сути означает стремление к смерти самой системы. И с другой стороны - почему народ или часть общества стремится разрушить это равновесие, порождая хаос, протест, призывая к "абсолютной свободе", революциям и социальной справедливости?

Может быть вся эта диалектика существует только в сознании интеллектуалов, а для нас является глупостью. Нет противостояния между Москвой и Питером, между народом и властью. Между поколениями. Между жизнью и смертью. Могу сказать и так: если бы живые люди думали с позиции мертвых, с позиции некрофилов, то "мир живых" все равно не превратился бы в "мир мертвых" потому, что все надеются жить вечно. Если не в Питере или в Москве, то на элитных кладбищах, в виде мемориальных досок, надгробий и в мавзолеях. Мы готовы поменять жизнь человека на жизнь вампира и некрофила ради вечности, ради одной строчки на могильной плите, на мавзолее или на пирамиде. Мы хотим быть героями, но не хотим быть литературными персонажами с их пороками и слабостями, с их надеждами и неудачами, мы не понимаем совершенства нашей жизни и стремимся к идеалам, которых не существует или к тому, что еще до нас узурпировали боги и что не является на самом деле жизнью, а называется вечностью, безмолвием или "молчанием богов".


Мы стремимся к несуществующим идеалам в то время как нормальный человек будет лежать в постели, курить, пить, мастурбировать и ненавидеть за это весь остальной мир, погрязший в иллюзиях совершенства и лицемерии, будет ненавидеть самого себя и называть себя "избранным". Будет смотреть в окно на чужой город как бы он не назывался, который вдруг оцепят войска ОМОН во главе с новым диктатором, но он будет продолжать пить, курить и мастурбировать до тех пор, пока к нему не постучат в дверь гостиничного номера.


Для "нормального человека" не существует героической истории, он не воспринимают свою жизнь как историю общества или государства потому, что образ жизни, который мы все любим, состоит всего лишь из удовольствий, спектр и разнообразия которых определяют наш образ существования и отношения друг к другу. Потому что интуитивно он понимает, что по каким-то причинам не существует развитие человека и общества в целом, а существует технический прогресс и форма развития государственного нигилизма, давно придуманная злыми гениями Гегелем, Марксом и Ницше, огромная машина, система, направленная на подавление маленькой и ничтожной личности, коим я предстал перед вами, милейшая Настенька, поперек ваших "белых дорожек" бессмысленного счастья.

Фото: Олег Климов. Путин (справа), Ширак (слева), Петербург. Коммунальная квартира, Мойка, 40. "Настенька" не знала, что на ее балконе Пушкин написал "Полтаву", что в этом доме также жил Грибоедов и Герцен. В настоящее время дом реконсруируется под офисы. "Настенька" умерла в прошлом году от некачественного героина. Ее сын находится в приюте под Санкт-Петербургом.