пятница, февраля 22, 2008

"В бане с вахабитами"

Старая история, когда еще вахабитов даже не называли вахабитами, а я брал камеру с собой даже тогда, когда ходил в баню без всякой мысли быть замеченным в извращениях. Было время, когда так называемые серьезные аналитики и не менее серьезные политики не могли допустить, что межнациональные конфликты также имели религиозную основу и если приводились аргументы в поддержку этой идеи, то интеллектуалы закатывали глаза и выражались: с точки зрения банальной эрудиции - это типичная народная профанация... Наша интеллигенция отличается от интеллектуалов еще и тем, что они не то чтобы не любят народ, они не считаются с его мнением точно так же, как это делает наша власть. До поры до времени.

Понятно, что тогда причины конфликтов были достаточно открыто выражены и имели принципиальное значение для лидеров конфликтующих сторон не в религиозных и даже не в национальных разногласиях. Народ, как всегда, просто юзали. Но в том то и дело, что никто не мог даже предположить, что фундаментализм станет "чумой" нового века. А все потому, что не слушают, бл., народную мудрость.

Не буду говорить где, просто скажу, в одной республике стоял вопрос по какому пути развиваться обществу. Было два направления: светское и религиозное с уклоном в фундаментализм. В качестве светских львов (и львиц) выступала бывшая партийно-советская номенклуатура со своими комсомольцами-зазывалами и пионерами-засранцами.

Будучи всегда "левым" по убеждению, но с мечтой жить как "правый", в обществе "молодых экстремистов", я познакомился с религиозным эмиссаром, который рассказал мне историю, что есть такое место, где пипл живет исключительно по Корану... Понятно, мне очень понравилась эта история и через несколько дней я поехал вместе с ним посмотреть на людей и на место по рассказам похожее на Эдемский сад.

Сразу скажу, репортаж я не мог продать. Никто не хотел публиковать и все только говорили, что я все придумал или преувеличил в несколько раз. Ну, если преувеличил, то совсем не так много как сейчас говорят про вахабизм.

Но я не жалел. Несколько недель провел в теплой республике, в обществе весьма странных людей при полном отсутствии женщин (и даже разговоров о них), в постоянных молитвах, во время которых я почти всегда спал. Но будучи любознательным, попытался учить арабский язык...без особого успеха, так как в любом языке я, прежде всего, запоминаю матерные слова, которых я не обнаружил в арабской азбуке для идиотов.

Вместе с тем, я очень уважительно относился к тем речам, которые произносились о религии, обществе, политике... Все было очень правильно, доступно и понятно. Если меня и смущали некоторые обряды как человека, то как фотографа это даже радовало (например наказание)... Наверное, ко мне было полное доверие со стороны этих людей и я не могу сказать даже сейчас, что я не отвечал им этим же... Это была красивая теория жить по Корану. Почему нет? - думал я.

Я знал, что некоторые из них ездят на войну, знал весьма влиятельных людей из местной власти, но в основном это была самая бедная часть населения с массой проблем самого различного характера. С проблемами, которые возникают, если ты нищий духом, телом и у тебя отсутствует поддержка в семье или обществе. Если у них и была надежда, то только на Мухамеда. Эти люди могли вызывать сочуствие, но в то же время и уважение, которое возникало из-за их убежденности в достижении "высшей справедливости".

Однако, даже в бреду, я представить себе не мог, что эти люди, в общем-то из обычной религиозной секты, через десять лет будут участвовать в атаке против Америки и станут изгоями так называемого "цивилизованного мира".

В республике победило "светское" (или советское) направление развития общества, точно также как во всем мире победила концепция "цивилизованного образа жизни", где вера в "страховку на жизнь" больше, чем вера в Бога. Но есть интуитивная убежденность, что это не окончательный выбор народа.