суббота, февраля 09, 2008

Один издатель трех альбомов

Несмотря на бум увлечения фотографией, фотоальбомы редко издаются и немного чаще покупаются. Казалось бы парадокс, но в этом нет ничего удивительного потому, что отношение к фотографии, как к методу исследования социальных проблем или как к искусству ("чувственному познанию"), по-прежнему остаются на низком уровне в обществе. Фотография не воспринимается как творчество, например, писателя или художника, она по большому счету остается предметов "развлечения" обывателя, но себестоимость издания такой книги достаточно высокая, а если еще учесть уровень (до 80 процентов) "накруток" магазинами и галереями на подобного рода издания, то цена становится "неподъёмная" для того же обывателя. В итоге "продвинутый обыватель" может наслаждаться фотографией в интернете, сам ставить туда свои карточки и тем самым утверждать, что его фотографии не хуже, а может и лучше авторов фотоальбомов; принимать участие в дискуссиях о фотографиях и это есть все, что необходимо для удовлетворения как процессом фотографирования, так и знанием о фотографии.

"Издатель-подвижник" Леонид Гусев - издал первую "книгу-учебник" о фотографии
своего учителя - Александра Лапина. Поступок, в любом случае, достоин уважения. Прекрасно помню как Лапин сам сидел за столом (или где придется) во время открытий и презентаций фото-выставок, фестивалей и продавал свою книгу. За автограф, между прочим, брал отдельную цену. Я купил без автографа потому, что подумал: солидарность должна быть, но за "культ личности" платить не прилично.

Следующей книгой издателя Гусева был уже "любимый" ученик Лапина - Игорь Мухин. Но я хотел бы сказать о последовательности качества изданий, их идеи и потраченных усилий, а не по порядку выхода книг.

Сергей Максимишин,"Последняя империя". "Плотный" макет сделан в лучших традициях советских журналов и "нарезан" из репортажей для самых различных масс-медиа. Соотношение "главный кадр" и дополняющие в лучшем случае как 1/10. Отсутствует визуальная идея книги. Качество печати цвета - "кислотное". Текст - ужасающий. В нем практически нет ничего о "последней империи" и очень много об авторе. Складывается впечатление, что империя и есть сам автор. Вложенный СD - брутальные советы "мастера" о фотожурналистике. В лучшем случае книга производит впечатление "толстого" журнала "Огонек" в период Коротича, так как присутствет визуальная ирония пост-советского режима и отсутствет вкус демонстрации самой иронии не столько в фотографиях, сколько в ее манере интерпретации и макете книги. В итоге книга получилась как не имеющая документальной ценности, так и художественной, несмотря на заявление авторов о повествовании "маленьких историй" большого Отечества.

Игорь Мухин, "Рожденные в СССР". Совсем другой рассказ. Самое худшее, по-моему убеждению - история плагиата титла. Юрий Шевчук "украл" его у своего любимого музыканта из Нью-Джерси Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen) заменив рожденных в США на рожденных в СССР. Игорь Мухин, может быть, не сознавая этого, но много снимая музыкантов того времени, продолжил "добрые" традиции вторичности российского искусства не только в музыке, но и в фотографии. Издание же самой книги - в хороших "протестантских" традициях Запада - скромность и вкус. Что касается самих фотографий, то у Мухина есть удивительная способность делать из людей "манекенов" документально, как наоборот, например, господин Чиликов постановочно делает из "манекенов" людей. Так или иначе, но в книге Мухина есть атмосфера общества, которая рассказана языком фотографии и слогом, который свойственен исключительно автору. Это книга фотографа, его мировоззрения, стиля...Книга, которую можно "читать", можно просто смотреть, можно ностальгировать о времни и можно критиковать - все это интересно делать потому, что не только альбом представляет автора, но и автор представляет свои фотографии и свое виденье жизни.

Валерий Нистратов, "Лесостепь". "Книга-ретроспектива" как написано в пресс-релизе. Это просто "нескромный" альбом фотографий потому, что он шикарно издан. В наше время даже "Апертура" не всегда может позволить себе подобное. Тираж 700 экз. "Камерный". Твердая обложка. На одном развороте - один кадр (на правой странице). Огромное несимметричное и белое поле ведет вас к фотографии, а сами фотографии, в основном общего и редко даже среднего плана, уводят еще глубже, почти в точку... ради этой "точки" и сделана эта большая книга. Соотношение "главный кадр" и "дополняющий - отсутствует, так как предполагается, что каждая фотография - главная. Очень качественная черно-белая печать. При участии известного дизайнера и с комментариями не Оксаны Робски, а Людмилы Улицкой делает книгу и, самое главное, фотографию, языком философии, тем более, если учесть, что предмет внимания альбома - пространные гумелевские рассуждения о "этногенезе и этносфере" в интерпретации фотографа-автора в предисловии.

Нужно отдать должное Валерию Нистратову еще потому, что он был самым активным участником создания книги на всех этапах ее подготовки, включая свое присутствие в турецкой типографии, где ему пришлось "разбавлять краски". Это единственный известный мне пример, когда фотограф добился того, что он действительно хотел сделать.


Я решил написать об этих книгах только тогда, когда увидел их вместе на витрине галереи Photographer.ru. Как-то отчетливо представил себе озабоченность "издателя-подвижника" Гусева и был рад тому, что он брал уроки академической фотографии у Александра Лапина, а не учил "диалектику" по-интернету и на сомнительных фото-семинарах.

Будучи человеком стесненным обстоятельствами, но амбициозным, с учетом "цена-качество" и потому, что Photographer.ru не дает скидки для "членов профсоюза", я купил только книгу Игоря Мухина... Хотя купил бы все три. Я люблю книги разные.

Контакт с издателями и дополнительная информация: телефон + 7 925 5069964, e-mail: photobooks.gusev@gmail.com