Черная на Черном
Почти любая трагедия объяснима "человеческим фактором". Шторм 11 ноября в Керченском проливе (Черное и Азовское моря), понятно, произошел по вине Бога, но все остальное, по вине людей. Обвиняют капитанов судов. Просто. В их инструкциях более 65 пунктов начинаются со слова "обязан". Капитанов на флоте еще называют "ленивыми старпомами". В этом есть доля правды, если не учитывать ту ответственность, которую они несут.
Однако шторм был предсказуемым. Более 56 судов стояло на рейде в ожидании укрытия. Но и у капитана Порта есть инструкции: войти в порт без лоцмана судно не может. Обычно в порту лишь несколько лоцманов и им необходимо много времени чтобы каждое судно поставить в надежное от шторма место. Только после того, как потерпели бедствие несколько судов капитанам разрешили войти в уерытия без сопровождения лоцманов. Но было уже поздно. Плоскодонное судно "Волга-Нефть", под завязку груженное мазутом, разломилось на две части.
Для любого штурмана самое страшное "лечь лагом", это означает поставить судно параллельно волне, что приводит почти всегда к бедствию. Речники и "лодочники", например, направляют свою "посудину" перпендикулярно волне. Это в принципе нормально, если на реке она не высокая, а судно короткое. Однако в море, при ветре больше 9-11 метров это достаточно опасно. "Взбираясь" на волну, длинное судно может переломиться (Видимо так и случилось с "Волгой-Нефтью). Если же выбирать курс под 45-градусов к волне, то есть опасность "лечь лагом". Управление судном, в этих условиях и есть "искусство штурмана". Так или иначе, но 20 моряков пропали без вести в Керченском проливе и несколько тысяч тонн мазута и серы стало "морским одеялом" не только для них, но и для всего живого...
(Нажмите на фото или здесь для просмотра флэш-репортажа. Снято близ Тамани и порта Кавказ)
Однако шторм был предсказуемым. Более 56 судов стояло на рейде в ожидании укрытия. Но и у капитана Порта есть инструкции: войти в порт без лоцмана судно не может. Обычно в порту лишь несколько лоцманов и им необходимо много времени чтобы каждое судно поставить в надежное от шторма место. Только после того, как потерпели бедствие несколько судов капитанам разрешили войти в уерытия без сопровождения лоцманов. Но было уже поздно. Плоскодонное судно "Волга-Нефть", под завязку груженное мазутом, разломилось на две части.
Для любого штурмана самое страшное "лечь лагом", это означает поставить судно параллельно волне, что приводит почти всегда к бедствию. Речники и "лодочники", например, направляют свою "посудину" перпендикулярно волне. Это в принципе нормально, если на реке она не высокая, а судно короткое. Однако в море, при ветре больше 9-11 метров это достаточно опасно. "Взбираясь" на волну, длинное судно может переломиться (Видимо так и случилось с "Волгой-Нефтью). Если же выбирать курс под 45-градусов к волне, то есть опасность "лечь лагом". Управление судном, в этих условиях и есть "искусство штурмана". Так или иначе, но 20 моряков пропали без вести в Керченском проливе и несколько тысяч тонн мазута и серы стало "морским одеялом" не только для них, но и для всего живого...
(Нажмите на фото или здесь для просмотра флэш-репортажа. Снято близ Тамани и порта Кавказ)