"Парад планет" в отечественной фотографии
Антропология "партийно-фотографического движения" такова, что, по-крайней мере, существует несколько "планет", вокруг которых вращаются фотографы, иногда как астероиды, захваченные то одной, то другой тяжестью притяжения. Причем эти "планеты" выражают собой не только определенный круг людей и интересов, но и само представления о фотографии во всех ее аспектах и проявлениях.
"Бунтующий человек" и фотограф Игорь Кубединов поставил перед собой фактически непосильную задачу: организовать общенациональный Конкурс пресс фотографии, используя как основу World Press Photo и заполнить ту нишу, которая образовалась в результате закрытия Interfoto и ее конкурса "Пресс Фото России".
Если следить внимательно за интернетом, то такого рода идея родилась в ЖЖ-сообществе "Полигон" больше года назад. Инициатором ее был Игорь Кубединов и нашел поддержку в лице многих членов интернет-сообщества, в котором состоят большинство фотожурналистов работающих в масс-медиа.
Кубединов прекрасно понимал, что членство в интернет-сообществе не дает ему достаточно прав и возможностей организовать действительный общенациональный Конкурс, который бы отличался независимостью и профессионализмом. Он связывается с одним из основателей Interfoto Люшеным Перкинсом ("Вашингтон Пост") и получает от него "благославление" использовать бренд "Пресс Фото России", правда, с рекомендациями встретиться и обсудить детали с остальными бывшими участниками Interfoto. Что, собственно, Кубединов и попытался сделать.
Позиция Photographera.RU, в частности, была озвучена Лизой Фактор (бывшим директором Interfoto) в статье "Какой Конкурс нам нужен?" и сводилась к тому, что "Конкурс прошлого" в настоящее время не выражает всей широты, разнообразия существующей фотографии и не может быть ограничен только рамками "Пресс-Фото" в том числе и по причине ангажированности и "субъективности" российских печатных масс-медиа.
Однако, не находя понимания, Игорь Кубединов обращается не только к традиционным спонсорам фотографических мероприятий как Canon или Nikon, но и пытается заручиться поддержкой фоторедакторов российских масс-медиа. Как это не парадоксально, но ситуация усложнилась тем, что большинство имеющих отношения к фотографии, прекрасно понимают необходимость существования общенационального Конкурса, но уже на первом этапе его создания не могут найти взаимного понимания друг с другом.
И на этот раз Кубединова ждет фиаско: в большинстве своем фоторедакторы не воспринимают его как человека, способного организовать столь "грандиозное мероприятие" и задаются вопросом: "А кто он вообще такой?". Скорее всего с этого момента Игорь Кубединов и становится публичным "бунтующим человеком".
Бунт в действительности, как утверждают философы,“глубоко позитивен, потому что он открывает в человеке то, за что всегда стоит бороться”. Так или иначе, но фоторедакторы ведущих российских изданий: Ирина Меглинская ("Афиша"), Андрей Поликанов ("Русский репортер"), Владимир Потапов ("Русский Geo") пытаются самостоятельно создать Конкурс фотографии на основе независимых и "авторитетных" учредителей куда вошли они сами, а в последствии пригласили фотографов без которых Конкурс фотографии, как бы, превращался в Конкурс учрежденный фоторедакторами.
Понятно, что Игорь Кубединов не попал под определение "авторитета" и в состав учредителей не был включен, а "исполнительным директором" организации Конкурса стал, в конце концов, "фоторедактор" ЖЖ-содружества Артем Чернов.
Независимо от этого Кубединов, все-таки, решается провести самостоятельно "свой" Конкурс "Пресс Фото России", без какой-либо существенной поддержки со стороны "авторитетов" и спонсоров, но приглашает в жюри международных победителей World Press Photo, что придает "его" Конкурсу совсем иной статус. Призером "Пресс Фото России" становится удивительный питерский фотограф Александра Деменкова, что само по себе говорит не столько в пользу победы пресс-фотографии, сколько документальной фотографии несмотря на небольшое количество фотографов, участвующих в Конкурсе.
Деликатность ситуации заключается еще и в том, что инициатива организации общенационального Конкурса, все-таки, принадлежит Кубединову, а вероломство в том, что она быда узурпирована "авторитетными учредителями" . Понятно, что идею не вытащили из кармана Кубединова, но забрали из рук, которые он сам им и протянул.
Причина в том, что у любого вида цивилизации в той или иной степени присутствует лицемерие. Это как "лакмусовая бумажка". К сожалению или счастью у Кубединова "бумажка" отсутствует, по крайней мере в Сети. В этом проблема и причина почему его "не берут в космонавты" или в так называемые "профессиональные сообщества". Судя по всему, хотя бы некоторые из "авторитетов" это понимают с сожалением. (ссылка уже "убита", очевидно автором). Однако в действительности все уже очень грустно потому, что широта вглядов "профессионального сообщества" - тоже показатель уровня цивилизованности.
"Конкурс фоторедакторов" уже на начальном этапе был заложен с "имперскими амбициями". Были приглашены для участия фактически все российские "генералы и полковники" от фотографии чтобы придать авторитетность и, якобы, независимость Конкурсу. Для создания структуры было необходимо не только спонсорское финансирование на период проведения Конкурса, но и постоянное вливание денег для круглогодичной поддержки еще несуществующей структуры. Началом этого финансирования стали личные пожертвования учредителей, а в последствии предложены иные формы, такие как проведение платных семинаров по фотографии, платных портфолио-ревю с участием известных фотографов и не менее известных фоторедакторов, а также выставление на продажу коллекционных авторских фотографий. Однако, все это требовало весьма деликатных согласований не только с конкретными людьми, но и с корректностью принципов существования Конкурса и его независимости. Так или иначе, но "конкурс фоторедакторов" уже на этапе регистрации стал "тормозить и виснуть" и, насколькоо мне известно, до сих пор не имеет какого-либо официального статуса, если не считать редких вече "генералов и полковников".
Справедливости ради следует сказать, что я тоже был приглашенным "авторитетным" и некоторых пригласил сам. Но быстро был "уволен" модератором ЖЖ (!) за критику в адрес других "авторитетов", очевидно, по известному принципу: "Парламент - не место для дискуссий". Причем даже не был уведомлен об этом как того требует любое цивилизованное сообщество. Просто удивительно, откуда у нас даже в фотографии берутся лизоблюды с манерами членов "Единой России". Видимо время такое.
И все-таки, следует заметить, что конкурсы не ограничиваются только перечисленными двумя. В Рунете существует масса подобного рода заявлений, идей и предложений кроме "полигона для вскармливания фотографов" лентой зарубежных агентств, однако, большинство из них не могут представлять интереса для профессионального фотографа в силу ряда условий и обстоятельств.
В прошлом году я участвовал в он-лайн Конкурсе в качестве члена жюри и поэтому в какой-то степени объективности могу о нем говорить. Это Конкурс Photographer.Ru , он продолжается в течение семи лет и возник в результате деятельности NON STOP сообщества интернет-ресурса (около 11 тысяч участников). В прошлом году он качественно трансформировался и приобрел амбиционное название "Лучшая фотография года" в котором приняло участие около тысячи фотографов различных регионов страны, СНГ и дальнего зарубежья. Для создания Конкурса не требовалась какая либо структура кроме той, которая уже существовала на базе некоммерческой организации Photographer.Ru Вместе с тем в прошлом году был создан интернет-модуль, благодаря которому участники Конкурса, жюри и спонсоры могли участвовать в нем "он-лайн" не выходя из собственных офисов или квартир. Естественно это сократило возможные расходы на проведения мероприятия с претензиями на "общенациональный конкурс".
Однако со стремлением Конкурса Photographer.Ru на всеобъемлемость и привлечение на свою сторону профессиональных фотографов не может исключить из него участие "любительской фотографии" уже потому, что Конкурс был создан благодаря и для этой категории фотографов. Но, как считает Андрей Безукладников (руководитель проекта), это не мешает принимать в нем участие как одной, так и другой категории фотографов. Кроме того, уверен он, это способствует повышению уровня "любителей фотографии", а участие в нем документальной, журналистской и арт-фотографии как раз и может показывать общее состояние российской фотографии в данный период времени... Теоретически это выглядит действительно так, но практически профессиональными участниками Конкурса Photographer. Ru являются единицы и уже сейчас существует "недовольства" любителей фотографии о невозможности соревнования с профессиональными фотографами, что может их по объективным причинам исключить из данного Конкурса.
Антропология "партийно-фотографического движения" такова, что, по-крайней мере, существует несколько "планет", вокруг которых вращаются фотографы, иногда как астероиды, захваченные то одной, то другой тяжестью притяжения. Причем эти "планеты" выражают собой не только определенный круг людей и интересов, но и само представления о фотографии во всех ее аспектах и проявлениях.
Интересы Кубединова в принципе очень прозрачны и мотивированы им, скорее всего, как фотографом и "бунтарем". Фоторедакторы, прежде всего выражают свои интересы и позиции своих изданий, а уже потом являются ценителями "чистой фотографии". Photographer.RU, ежегодно проводя свои конкурсы, претендует на независимость от средств массовой информации, больше опирается на фотографию как "искусство документальности", а уже потом как на "фотографию репортажа" в тех или иных масс-медиа.
Парад "планет-конкурсов" - это результат проявления амбиций и интересов отдельных групп и личностей, но вместе с тем и результат "борьбы" за "формы и содержания" в современной фотографии, за методы и пути ее развития.
Линейный анализ методов и принципов различных конкурсов достаточно прост. Как заявил Игорь Кубединов: "Любому Конкурсу не нужны "свадебные генералы от фотографии" в качестве авторитетов, ему нужны менеджеры". При минимальных расходах и используя новые технологии он смог провести первый Конкурс Пресс Фото России. Это явный аргумент в его пользу. Кроме того, понимая одну из причин, почему перестало существовать Interfoto, Кубединов не пошел по пути создания иерархии и "тяжелой" инфраструктуры Конкурса в виде офисов, начальников и секретарш. Понятно, что для этого не было достаточного финансирования, но он нашел простые пути этого решения и достаточно удачно завершил то, что стало смыслом его деятельности и подкупило многих фотографов если не аргументами в пользу Конкурса, то искренностью самого Кубединова. Несмотря на отсутствие реакции на "лакмусовую бумажку", он проявил удивительную гибкость в организации Конкурса.
Так или иначе, но сейчас существуют объективные причины благодаря которым необходима консолидация сил для проведения единого общенационального Конкурса. Необходимо умение вести разговор друг с другом, выслушивать различные точки зрения, мнения, а не просто трясти медалями или выпячивать грудь от самоуверенности и распирающих амбиций.
То, что документальная и даже "журналистская" фотография уже давно вышла из рамок масс-медиа является очевидным. То, что сейчас мы называем "журналистской" фотографией в России имеет очень опосредованное отношение к документальности, событийности, оригинальности исполнения и представляет собой больше иллюстрации или "сток" в журналах и газетах, чем фотография как таковая.
Проблема консолидации мнений, это проблема снобизма и фиктивной популярности в фотографии. Отсутствие диалога и раздражение по всякому поводу, который не совпадает с традиционным представлением "мастеров-фотографов", "мастеров-редакторов" и всей своре окружающих их дилетантов и подхалимов, узурпирующих права на понимание и суждение о фотографии по званию "поп-звезды" или должности в поп-журнале с большим бюджетом. Это очень фиктивные идеалы к которым, так или иначе, вынуждают стремиться многих фотографов. По той же причине и у фотографов отсутствуют фундаментальные основы, которых они могли бы и должны придерживаться, а есть "надутые куклы" в качестве образцов, которым надо подражать, парой, игнорируя всякие идеалы и принципы.
Общенациональный Конкурс в фотожурналистики и документальной фотографии, как минимум, предполагает наличие самой этой фотографии, однако, она настолько скудна, лжива и некомпетента, что лучше дисскутировать о конкурсе фоторедакторов при наличии огромного количества журналов или говорить о конкурсе доярок при отсутствии коров. Прежде чем проводить конкурс нужно понять среди кого его проводить. А лучше прежде воспитывать потенциальных фотографов, а не подхалимов и угодников.
В своих пристрастьях и амбициях все забыли, что в Interfoto Конкурс ПрессФото был только одной частью всего процесса, в том числе процесса обучения фотографии. Принцип "Приходите к нам и правьте нами..." видимо, достал не только американских учредителей Interfoto, что придавало ему статус независимости, но и стал раздражать новых отечественных лидеров и знатаков фотографии. А чем мы хуже? "From zero to hero" - девиз нашего времени. При этом с подобострастью смотрим на Запад и с высокомерием на Восток, устраиваем свои "парады планет" не понимая простого, что есть только одна точка притяжения, центр, отвечающий за равновесие - это Солнце или фотография в нашем случае.