понедельник, мая 25, 2009

"Красота - в глазах смотрящего"

Виктор Грицюк - фотограф, пейзажист и, вместе с тем, пишет книгу, "книгу слов", а не фотографий. А пока, читая его журнал (ЖЖ), возникает удивительное чувство спокойствия, которое очень трудно обрести человеку мегаполиса... Согласно моим представлениям это связано не только с личностью фотографа, но и с тем что (кого) и как он снимает. Только Природа, ее гармония и красота может таким образом успокаивать нас и подавлять в нас агрессию... Нуждаемся ли мы в этом? - Каждый решает сам...

Виктор Грицюк:
- Когда я работал в Большом театре, то иногда снимал балет со сцены, из левой кулисы. Там я впервые услышал тяжелые вскрики прыгающих танцоров, которые из зала не слышны из-за музыки оркестра. А из зала прыжок видится легким и естественным. Такое бывает и с фотографией. Смотрится снимок легко и воздушно, не видно дороги, тяжестей, расходов. Может показаться, что автор щелкнул его мимоходом по пути на пляж. Да собственно мало кого интересует, как была сделана фотография, ведь можно преодолеть миллионы трудностей, и всё равно сделать туфту. Интересуются историей только пытающихся найти себя в фотографии. Но они делают большую ошибку, выискивая в рассказах о съемке "рецепты шедевров". В рассказах есть только место съемки, технические данные и может быть чуток настроения во время работы. В природе ничего не повторяется. Вернее, может и повторяется, но ждать никто не будет очень долго.

О.К: Хорошо, дождался и снял. И что снял? Красоту, сделанную Богом или красоту увиденную фотографом, но все равно сделанную Природой или Богом. Так ведь? Такими снимками христиане-протестанты рекламирует своего Создателя. Много раз видел. В принципе их логика понятна. Поэтому я и думаю, что пейзажисты с ангелами говорят... Но мне хотелось бы знать какова логика фотографа, когда он снимает пейзаж? Ну, если не логика, то мотив или цель? О чем он думает? Чем руководствуется?

Виктор Грицюк: Вы задаете очень сложный вопрос. Я тут для ответа на него целый ЖЖ затеял, а Вы хотите коротенько... Для краткости требуется некий пафос, чтобы не вдаваться в детали. Поэтому уж простите... То, что красота сделана Богом - это ещё надо дойти до такого понимания. Не словами, а нутром. Так вот пейзажный фотограф и доходит постепенно. Через творение пытается познать Творца в меру своего понимания, а остальные истины - необъяснимо ложатся внутри. Конечно, не у всякого фотографа так происходит, есть просто честные работяги, рубят коммерческие картинки как на заводе работают. Есть такие, которые используют предметы пейзажа для самовыражения, свои внутренности буквами природы описывают...

Например - я, делаю первые два тоже, но не так часто, без этого нельзя ведь. Но как это не обидно прозвучит для творческих парней - фотография для меня лишь инструмент, чтобы схватить новое. Схватишь сомнамбулически, а потом дома уже понимаешь. Это главная моя работа - раствориться в пейзаже и шагнуть в пустоту. Немного круто сказано, но коротко.

Конечно - не всегда это получается, но если случилось пару раз, то не забудешь и после ищешь и ждешь... И постепенно меняешься, сам этого не замечая, а только через глаза друзей и приятелей... Ну а фото, конечно, остается, фото можно продать, на выставке показать. Поэтому некоторые "деятели" меняют у меня местами цель и результат (причина-следствие). Но я то знаю, что и для чего. А что делать? Не выбрасывать же потом слайды.

О.К: Если мы говорим о красоте, то красота имеет весьма жесткие рамки, я имею ввиду, что пути самовыражения должны быть тоже весьма ограниченны. На мой взгляд, конечно, но красота природы очень "примитивна" и повторяется по-большому счету. Я понимаю, есть детали и есть нюансы, но не это ли только и интересно для профессионального человека снимающего пейзаж?
Виктор Грицюк: По поводу ангелов - я их только один раз слышал и безотносительно фотографии. Было нас двое и оба слышали. Мы двое стояли среди поляны в солнечный день и слезами обливались. Поэтому фотографирование пейзажа, мне кажется, к ним не имеет прямого отношения. Может только как моторчик, чтобы дизель основной запустить...

Нельзя разделить в нас то, о чем Вы говорите. Да, и самовыражение тоже необходимо, чтобы себя ощутить через фото и через зрителя. Всё используется, ведь фотография - инструмент многоликий, как меч обоюдоострый. Можно колоть, а можно пиво лезвием открывать, а можно бошки сносить. Объясняю про самовыражение. Мы уже по завязку наполненны ассоциациями, поэтому остается понять, о чем ты хочешь сказать и выбрать из реальности нужный комплект: белые березки - Есенин, родина; ива над прудом - Аленушка; синяя даль - ещё что-то из фольклора, кино или рекламы. О своём, нутряном говорят пейзажами большинство фотографов. В снимках и детские воспоминания, выбросы из «подсознания», и память крови – что угодно, лишь бы за землю сильнее уцепиться.

Конечно, не всё так просто, но это у каждого имеет место. Для фотографа есть два пути: сказать про то, чем наполнен внутри или услышать, что тебе хотят сказать через природу - может и ангелы.

Красота пейзажа мало понятна городскому человеку, он - как все китайцы - на одно лицо для нас. Это обыкновенное дело, плохо, что мы не понимаем насчет Природы так, как про китайцев. Вот и кажутся фотографии пейзажей одинаковыми – небо, вода, деревья. В склоках, сплетнях и скандалах больше разнообразия. Я чаще снимаю не просто пейзаж, а холодный эпос в котором ещё нет человека, пейзаж - который был до нас. Жду редких состояний, света, цвета, облаков. Это в основном и «делает» снимок. Такие пейзажи, где нету лодочки, домика, тропинки - пугают горожан.

Конечно, снимаю и "мягкий пейзаж" средней России, но больше тяготею к северной суровости. Что-то в ней есть от Космоса, что-то мужское, настоящее. На Севере - «…Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья…» Понятно, всего я сказать не смогу находясь внутри себя, но всё же - кое-что... Короче, это нормально, когда человек делает внутреннее своё дело, пытается с помощью ангела сделать свою жизнь произведением искусства. Все наши человеческие занятия лишь инструменты... Мне вот в руку легла камера и как следствие - фотография.
(Фотографии: Виктор Грицюк и он сам
by Brungilda Schtultz )


P.S. Это действительно Пост Скриптум. Интервью я взял у Грицюка в декабре 2007 года. В мае 2009 он умер. Я просто еще раз публикую его в знак памяти и уважения.