Withesses of Time или по-нашему Свидетели Времени
Flor Garduño. Это сразу понятно, что она из Mexico. Именно эта страна "сделала" ее тем фотографом, которым она является. Подобно "таинственной Фриде" (Frida Kahlo) в спокойном характере ее фотографий присутствует энергия, которая в любой момент может взорваться. У мексиканских фотографов вообще есть такая особенность - настоящая красота человека, несмотря на всю примитивность и нищету окружения. Удивительно как это они чувствуют и снимают.
Странно, но у наших фотографов даже нет и намека на нечто подобное, хотя нищеты и мракобесия совсем не меньше. У нас, почему-то, это превращается в "чернуху" или "порнографию". В то время (с 1992 года) когда книга Flor "Свидетели времени" переиздавалась аж шесть раз во всем мире, наша фотографическая общественность получала удовольствие от Хельмута Ньютона с его "искусственной сексуальностью" протестующего яппи. Мечта российского "фото-истэблишмента".
Я вообще склонен думать, что мы до сих пор "за железным занавесом" и у нас нет не только выбора "за кого голосовать", но и возможности выбирать между тем, что нам "навязывают" и тем, что есть в мире как в документальной фотографии, так и в арт. По крайней мере я не нашел ни одного русского линка о Flor Garduño в интернете, если не считать рекламу в магазине "Английской книги".
Flor родилась в Мехико-сити в 1957 году и получила классическое арт-образование в национальном университете, параллельно работая ассистентом у Manuel Alvarez Bravo Ее книга "Свидетели времени" стала результатом путешествия по Мексике и близлежащим странам по окончанию учебы. Это самое лучшее, на мой взгляд, что она сделала в своей стране и в своей карьере фотографа.
Успех и слава книги "Свидетели времени" дали Flor гораздо больше возможностей, чем у нее были прежде и, она уже живет между "Мехико и Цюрихом", иногда вместе с двумя детьми и мужем, иногда одна. Ее попытки работать в Швейцарии и Европе, как мне показалось, не имели особого успеха. И вскоре она возвращается в Мексику, вместе с семьей живет в небольшой деревне и снимает "продолжение" проекта "Внутренний свет", приглашая в свой "дом-студию" подруг и соседей.
Книга "Внутренний свет" - совсем другое. Это почти "классический европейский арт" на мексиканской основе :) Лично я был ужасно разочарован потому, что ожидал от Flor продолжения стилистики и жанра книги "Свидетели времени". То что я увидел было уже вторично и многими снято лучше.
Причина этого поста - вовсе не желание рассказать о Flor Garduno. Те, кто интересуются фотографией не только в "Доме Свибловой" или на фотографических лентах русского интернета и без меня ее хорошо знают. Причина в том, что изучая ее фотографии и две, на мой взгляд, совсем разные книги, для меня, вдруг, стало очевидным, что по большому счету фотограф - это всегда "фотограф места". Этим местом может быть не столько твоя "деревня", где ты родился, это место, которое включает в себя целый пласт культуры к которому принадлежит фотограф. И если фотограф пытается расширить "свою географию" в область иной культуры, то это не имеет уже того успеха, как если бы он работал на "своей территории". Мысль по-существу банальная.
Но интересны следствия. "Экзотические фотографии" в разделе "ньюс" или "трэвел" с разных стран мира, показанные нам, например, отечественными фотографами, удивляют и симпатичны нам настолько, насколько мы ничего не знаем о этой стране, ее культуре, народе и личностях. Это просто результат отсутствия информации и меньше всего имеет отношение действительно к искусству фотографии будь то документалистика или арт.
Есть масса тому примеров и в нашей стране. Владимир Семин, российские фотографии которого до сих пор удивляют мир, так до сих пор не показал нечто подобное в своей "американской жизни". Ничего. Просто полное "несовпадение" фотографа и его "штатовских героев". Конечно, присутствует характерная эстетика фотографии, но не более того. Поэтому мне кажется, что снимать "своих героев", нужно быть "чуть-чуть" похожими на них или, по крайней мере, понимать и чувствовать их жизнь, что уж точно необходимо для профессионального фотографа. Семин - документальный фотограф, который живет в другой стране. В журналистской фотографии вообще полная профанация.
Я так думаю сейчас потому, что сам проделал сотни командировок-съемок за "пару дней" в своей и в десяток других странах. Я достаточно хорошо знаю все эти "трюки" и "методы" в фотографии, когда за несколько часов делается "гениальная" история или репортаж для журнала или газеты. Многие склонны называть это профессионализмом, но вопрос в том - профессионализм чего?
Я могу поехать в Африку и снять историю, которой удивлю дорогую редакцию. Редакция, которая на самом деле ни хера не знает что там происходит в действительности. Но я, как фотограф, знаю чем удивить мою редакцию и моих зрителей когда приезжаю в Африку потому, что я человек из "своей среды" и у меня на все про все - только пара дней. Вот этой "херней", на самом деле, и напичкан наш мир фотографии. И тем больше в нем будет "херни", чем больше будет модных продюсеров, стильных креаторов, творческих пиарщиков и "высоких технологий" - всего того, чему любой фотограф не в состоянии противостоять со своим "original stuff". Это просто никому не нужно потому, что у нас развитие искусства фотографии происходит не на основе познания мира ( в чем задача любого искусства), а на принципах шоу-бизнеса, который как известно, не имеет "задач познания", а служит для развлечения этого мира.
Почему я так люблю "мексиканскую фотографию"? Потому что она original по своей сути и своему рождению. Почему я люблю "советскую фотографию" вплоть до 70-х годов - потому что она выражает то же самое содержание, хоть и при другой форме. Почему я считаю Семина, Щеколдина или Кузнецову настоящими фотографами - потому что они действительные "свидетели времени", а не "подставные" в угоду моды и интересов. Потому что это фотографы со своими принципами, изменить которые не могут в силу своего характера и отношения к фотографии. Почему я терпеть не могу нынешнюю российскую фотографию? Потому что в лучшем случае это очень плохая копия западной фотографии, но с отсутствием вкуса и знания истории отечественной фотографии, присутствием примитивных амбиций и желанием называть себя master прежде, чем стать фотографом-личностью.
(На фронт-фото: Flor Garduño, а здесь ее личный ресурс. Флэш, English)
Альбомы можно купить в Москве и Питере в магазинах "Английской книги", но стоят дорого. Можно просто посмотреть +))
(Олег Климов)
Странно, но у наших фотографов даже нет и намека на нечто подобное, хотя нищеты и мракобесия совсем не меньше. У нас, почему-то, это превращается в "чернуху" или "порнографию". В то время (с 1992 года) когда книга Flor "Свидетели времени" переиздавалась аж шесть раз во всем мире, наша фотографическая общественность получала удовольствие от Хельмута Ньютона с его "искусственной сексуальностью" протестующего яппи. Мечта российского "фото-истэблишмента".
Я вообще склонен думать, что мы до сих пор "за железным занавесом" и у нас нет не только выбора "за кого голосовать", но и возможности выбирать между тем, что нам "навязывают" и тем, что есть в мире как в документальной фотографии, так и в арт. По крайней мере я не нашел ни одного русского линка о Flor Garduño в интернете, если не считать рекламу в магазине "Английской книги".
Flor родилась в Мехико-сити в 1957 году и получила классическое арт-образование в национальном университете, параллельно работая ассистентом у Manuel Alvarez Bravo Ее книга "Свидетели времени" стала результатом путешествия по Мексике и близлежащим странам по окончанию учебы. Это самое лучшее, на мой взгляд, что она сделала в своей стране и в своей карьере фотографа.
Успех и слава книги "Свидетели времени" дали Flor гораздо больше возможностей, чем у нее были прежде и, она уже живет между "Мехико и Цюрихом", иногда вместе с двумя детьми и мужем, иногда одна. Ее попытки работать в Швейцарии и Европе, как мне показалось, не имели особого успеха. И вскоре она возвращается в Мексику, вместе с семьей живет в небольшой деревне и снимает "продолжение" проекта "Внутренний свет", приглашая в свой "дом-студию" подруг и соседей.
Книга "Внутренний свет" - совсем другое. Это почти "классический европейский арт" на мексиканской основе :) Лично я был ужасно разочарован потому, что ожидал от Flor продолжения стилистики и жанра книги "Свидетели времени". То что я увидел было уже вторично и многими снято лучше.
Причина этого поста - вовсе не желание рассказать о Flor Garduno. Те, кто интересуются фотографией не только в "Доме Свибловой" или на фотографических лентах русского интернета и без меня ее хорошо знают. Причина в том, что изучая ее фотографии и две, на мой взгляд, совсем разные книги, для меня, вдруг, стало очевидным, что по большому счету фотограф - это всегда "фотограф места". Этим местом может быть не столько твоя "деревня", где ты родился, это место, которое включает в себя целый пласт культуры к которому принадлежит фотограф. И если фотограф пытается расширить "свою географию" в область иной культуры, то это не имеет уже того успеха, как если бы он работал на "своей территории". Мысль по-существу банальная.
Но интересны следствия. "Экзотические фотографии" в разделе "ньюс" или "трэвел" с разных стран мира, показанные нам, например, отечественными фотографами, удивляют и симпатичны нам настолько, насколько мы ничего не знаем о этой стране, ее культуре, народе и личностях. Это просто результат отсутствия информации и меньше всего имеет отношение действительно к искусству фотографии будь то документалистика или арт.
Есть масса тому примеров и в нашей стране. Владимир Семин, российские фотографии которого до сих пор удивляют мир, так до сих пор не показал нечто подобное в своей "американской жизни". Ничего. Просто полное "несовпадение" фотографа и его "штатовских героев". Конечно, присутствует характерная эстетика фотографии, но не более того. Поэтому мне кажется, что снимать "своих героев", нужно быть "чуть-чуть" похожими на них или, по крайней мере, понимать и чувствовать их жизнь, что уж точно необходимо для профессионального фотографа. Семин - документальный фотограф, который живет в другой стране. В журналистской фотографии вообще полная профанация.
Я так думаю сейчас потому, что сам проделал сотни командировок-съемок за "пару дней" в своей и в десяток других странах. Я достаточно хорошо знаю все эти "трюки" и "методы" в фотографии, когда за несколько часов делается "гениальная" история или репортаж для журнала или газеты. Многие склонны называть это профессионализмом, но вопрос в том - профессионализм чего?
Я могу поехать в Африку и снять историю, которой удивлю дорогую редакцию. Редакция, которая на самом деле ни хера не знает что там происходит в действительности. Но я, как фотограф, знаю чем удивить мою редакцию и моих зрителей когда приезжаю в Африку потому, что я человек из "своей среды" и у меня на все про все - только пара дней. Вот этой "херней", на самом деле, и напичкан наш мир фотографии. И тем больше в нем будет "херни", чем больше будет модных продюсеров, стильных креаторов, творческих пиарщиков и "высоких технологий" - всего того, чему любой фотограф не в состоянии противостоять со своим "original stuff". Это просто никому не нужно потому, что у нас развитие искусства фотографии происходит не на основе познания мира ( в чем задача любого искусства), а на принципах шоу-бизнеса, который как известно, не имеет "задач познания", а служит для развлечения этого мира.
Почему я так люблю "мексиканскую фотографию"? Потому что она original по своей сути и своему рождению. Почему я люблю "советскую фотографию" вплоть до 70-х годов - потому что она выражает то же самое содержание, хоть и при другой форме. Почему я считаю Семина, Щеколдина или Кузнецову настоящими фотографами - потому что они действительные "свидетели времени", а не "подставные" в угоду моды и интересов. Потому что это фотографы со своими принципами, изменить которые не могут в силу своего характера и отношения к фотографии. Почему я терпеть не могу нынешнюю российскую фотографию? Потому что в лучшем случае это очень плохая копия западной фотографии, но с отсутствием вкуса и знания истории отечественной фотографии, присутствием примитивных амбиций и желанием называть себя master прежде, чем стать фотографом-личностью.
(На фронт-фото: Flor Garduño, а здесь ее личный ресурс. Флэш, English)
Альбомы можно купить в Москве и Питере в магазинах "Английской книги", но стоят дорого. Можно просто посмотреть +))
(Олег Климов)