пятница, августа 03, 2007

Сахалин-8: Холмск и Невельск

(Татарский пролив). Вечером 1-го я прибыл в Холмск для "штурма" парома в Ванино, так как 3-го или 4-го я должен погрузиться на сухогруз до Камчатки. Я опаздывал. Штурм удался и меня обещали взять на борт Сахалина-8, который выходит из Холмска в 9 часов местного времени 2-го августа.

Утро, 2 августа, паром Сахалин-8.
Отдали швартовы. На борту 63 пассажира (подсмотрел в бортовой ведомости). У меня место в 8-местной каюте на самой нижней палубе. Что называется в трюме. Я пытаюсь найти пристанище на верхней - мест нет. Проблема не только в снобизме, но еще и в том как сохранить весь мой объемный багаж из трех мест, который весьма опасно оставить без присмотра. Вдруг, одна из женщин отказалась от двухместной каюты потому что ее сосед в смерть пьяный и уже храпит. В каюте сильно пахнет рыбой, икрой, морской капустой и перегаром вчерашней водки. Не понятно когда он успел все это выставить на единственный стол, выпить, поесть и уснуть мертвецким сном. Я согласился занять место рядом с ним, предварительно заплатив еще 410 рублей.

Из 60-ти пассажиров примерно двадцать цыгани, включая меня. Все основания беспокоится за камеры (4 штуки), компьютер и мой без того изрядно опустевший кошелек. Я вдруг подумал, что если меня лишить кредитной карточки, то я буду практически парализован в движении куда-либо. Всего лишь пластиковая карточка, которая может и сломаться в заднем кармане джинсов. Так глупо. Я вытащил карточку и переложил ее в нагрудный карман.

На море "белые барашки" или, как говорит мой знакомый англичанин, "белые лошади". Вот так, русским морякам "бараны", а английским "лошади". Немного штормит, но совсем не чувствуется для такой посудины как Сахалин-8.

12-00. Злобная продавщица кафе от которой зависит аппетит всех пассажиров явно не в духе. Мне кажется причина тому цыгани или у нее ранний климакс. У цыганского народа есть замечательное свойство -присутствовать сразу везде, во всем замкнутом пространстве и при этом очень громко разговаривать друг с другом на непонятном языке. Другими словами, они моментально рассеивают внимание всех остальных присутствующих. Я не понимаю как это у них получается. Очевидно это и вызывает раздражение нашей продавщицы в кафе:

- А что есть покушать? - спрашивает одна из группа цыганок, которые несмотря на мою очередь легко просочились к прилавку даже не касаясь меня
- Читайте в меню, - злобно ответила продавщица.
- Я не умею читать, - парировала цыганка.
- Тогда вначале научитесь ... и вообще сейчас не ваша очередь, - сказала продавщица и посмотрела на меня.
- Ну, скажи мне пожалуйста, что тебе трудно что ли? - взмолилась цыганка.
- И нечего мне говорить "ты". "Разтыкалась" тут. - почти зарычала продавщица.
Я взял меню и стал читать вслух... Как оказалось в последствии из весьма богато написанного разнообразия в меню, в наличии оказалось только:

1. Борщ из капусты (без мяса) - 36 р.
2. Вареники с творогом - 40 р.
3. Котлеты по-домашнему 64 р.
4. Кальмары под майонезом с луком 32 р.
5. Чай "Брук Бонд" в пакетиках 12 р (без лимона)
6. Кофе "по-американски", "три в одном". 10 р.
На разлив водка "Пять озер". Другие напитки согласно прейскуранту.

Цыгане заказали борщ и вареники. Я прибавил к этому котлету и чай. Почти все было не очень съедобно.

Как мне потом объяснила цыганка, которой я помог с прочтением меню, в варениках была добавлена манная каша "потому что творог гораздо дороже". Честно говоря я ей поверил может быть еще и потому, что она выглядела гораздо привлекательней чем продавщица в кафе.


На корме, прямо на палубе цыганский барон со своей баронессой устроил "кровать". "Я люблю вздремнуть после обеда" - потом объяснил он мне. Я уверен, что спалось им очень приятно: свежий морской воздух, хороший матрац, теплое одеяло и слегка покачивает. У них удивительное ощущение свободы. Я долго сидел недалеко на лавочке для палубных матросов, читал книгу и наблюдал за ними. Они спали как ангелы, если ангелы бывают такими же толстыми и с золотыми зубами.

Около 17 часов по бортовому радио передали о сильном землетрясение (6-7 баллов) в районе Холмска и Невельска (Сахалин). Есть разрушения и жертвы. Местных жителей из числа пассажиров и членов команды охватила легкая паника. Они беспокоятся за свои семьи. Связь отсутствует. Капитан объявил только то, что землетрясение было около 14 часов и эпицентр был в море.

17-30. Некоторые члены команды опасаются что волна, поднятая землетрясением, может догнать наш паром.

На море небольшое волнение в 1-2 балла. Сильный туман и создается впечатление что теплоход стоит и покачивается на месте. Скорость Сахалина-8 примерно около 20 км/час. Хотя скорость зависит от морских течений. Расстояние от Холмска до Ванино - 240 км. Мы примерно в 130 километрах от эпицентра землетрясения. Я так прикинул, что если волна нас хотела бы догнать, то уже должна бы это сделать, хотя все зависит от ее скорости...

18-30. Молодая женщина из Невельска уже плачет. Друг (муж) пытается ее успокоить . Продавщица кафе нервно насилует свой телефон, пытаясь поймать линию "билайн". В конце концов ей удается и она говорит со своим сыном: "Как у вас?....Немедленно забирай всех, возьмите документы и потеплей оденьтесь. Будьте на улице!

Позвоните дядьке, пусть он вас заберет на дачу. Не входите в дом!... Да, документы и все ценное. Держитесь там...Будьте осторожны!"

Продавщица кафе предложила молодой женщине свой телефон... Все-таки она не так злобна. Друг (муж) молодой женщины почти сразу связался с Невельском:

"Алло, это я, Витек... Витек Зуб! Что у вас? Разрушения? Где, в каком районе?... Ужас. Четыре уже погибло? Боже мой!...в ДК сорвало крышу?.. Складываются старые дома?.. А ты знаешь что в моем районе? Нет?

Я стою почти рядом с ним и вижу как он, время от времени, закрывает глаза. Ему страшно. Или жутко.

Два дома полностью разрушены. Сколько жертв пока не известно. Он успокаивает свою молодую женщину.

20-00. Все больше паники и больше заплаканных женщин. Тем, кому удалось дозвонится, рассказывают "страхи" тем, кому дозвонится не удалось. Повар кафе тоже оказалась из Невельска. Она плачет и не может готовить. Кафе закрыли. В Холмске люди сидят с узлами и чемоданами на улице. В Невельске тоже самое. Ожидают еще один или два толчка. Более мощных. Так говорят.

21-00. Все пассажиры убеждены, что нашему парому Сахалин-8 очень повезло. Он во-время вышел из порта Холмск. В настоящее время все суда стоят на рейде. А причал для паромов немного поврежден и теперь Ж/Д вагоны не могут грузить на борт...Кажется и мне повезло. Я бы точно не попал на Камчатку. Хотя еще не известно, что с тем сухогрузом "Анатолий Торчинов", что идет из Японии и должен быть в порту Ванино сегодня-завтра.

С другой стороны, если бы я не смог "выбить" билет на Сахалин-8, теперь бы стоял где-нибудь в Холмске около гостиницы со своими вещичками. Но была бы возможность снимать. Тоже интересно. Так что еще не известно повезло мне или нет. Странная профессия.

22-00. Все бродят по палубе и обмениваются новостями. Новости обрастают слухами. На горизонте уже можно заметить огни какого-то селения. Это материк. Цыганки стреляют у меня сигареты и при этом просят, чтобы я не кому не говорил, что они курят. Я не против иметь секреты с женщинами.

22-30. Часть кораблей в Невельске оказались на суше. Отошла вода из-за землетрясения. Уже есть лагерь МЧС на стадионе города. Разрушился памятник Рыбакам в Невельске. Паром Сахалин-7 не может войти в порт Холмска. Стоит на рейде. Морской порт закрыт.

Всего на нашем пароме пять человек из Невельска. В семье молодой женщины никто не погиб. Она уже не плачет. Улыбается. Говорит, что сбежала с работы на недельку. Хотела отдохнуть у родственников в Комсомольске на Амуре... У ее мужа (друга) полностью разрушен новый магазинчик. "Его просто теперь нет", - говорит он. Но похоже не очень переживает. Он очень рад ,что все живы в его семье. Нервно смеется.

23-00. Каждый год в Невельске происходит землетрясение. И с каждым годом все сильнее. На один балл больше. Один молодой человек из этого города уже точно решил перебраться во Владивосток. "Молодая женщина и ее муж(друг) хотят переехать в Комсомольск на Амуре. Они все собрались на палубе, рядом с открытым окном моей каюты и активно обсуждают планы на будущее. Странно устроен человек...

23-30. Мой пьяный сосед проснулся около 12-00. Ушел смотреть видео и до сих пор не вернулся. Видео-зал давно закрыт. Я уже проверил. Может он упал за борт? Всего его вещи в каюте. В сумке звонил его мобильник и сейчас время от времени об этом сообщает сигнал. Раздражает. Бортпроводник нервничает. Требует соседа, чтобы вручить ему билет и забрать постель, которую он даже не использовал. Мы входим в Ванинский порт... Появился сосед. Весьма бодрый. Сказал, что заснул на мягком диванчике в видео-салоне, его не заметили и закрыли на ключ. Он спал больше 12 часов. Я рассказал ему о землетрясении. Он удивился и стал звонить в Холмск друзьям.

Все это напоминает мне истории с войны, когда солдат ненадолго отлучился, а в это время в его БэТэР попала ракета. Рожденная нашим обществом цивилизация кажется таким хрупким продуктом, как сама жизнь человека, данная нам Богом.

00-15. Мне повезло, я занял последний номер в гостинице, иначе пришлось бы ехать в Совгавань или спать на вокзале на чемоданах. Все-таки это счастливый день для меня. Для тех кто остался в Холмске и Невельске, это совсем иначе.
(Олег Климов)