воскресенье, июля 29, 2007

Женитьба по-сахалински

Я уже не раз говорил о том, что дорога из Москвы на Сахалин - это путь на каторгу и через каторгу. Многие меня даже упрекают в предвзятости и в "западничестве", но я стараюсь быть объективным в своих наблюдениях. Путешествуя на самолете, вы никогда не сможете почувствовать и узнать всего того, что открыто для путника на машине, поезде или корабле.

Если еще и можно как-то говорить о освоении Сибири Ермаком, то Сахалин уж точно осваивали исключительно каторжане. Был бы я президентом или хотя бы каким-нибудь губернатором, то обязательно распорядился бы соорудить памятник "неизвестному каторжанину" на Сахалине.
В большинстве своем, они были убийцами, отпетыми бандитами или ворами, но в отличие от наших взяточников-чиновников, лжецов-политиков и горе-героев полководцев, каторжане-поселенцы заслуживают хотя бы один единственный памятник на всех - за освоение Сахалина!

Меня абсолютно очаровал местный закон начала ХХ века о "гражданском браке" среди каторжан, вынуждено живущих на поселении. Я случайно узнал об этом от местных жителей и впоследствии прочитал в библиотеке. Это был один из способов колонизации Сахалина и заселения острова верноподданными гражданами России, которые всегда считали Сахалин - большой тюрьмой, независимо от того живут они свободно, на поселении или под стражей.

Следует сказать, что редко кто описывал жизнь и быт российских каторжан за исключением немногих иностранных путешественников и политических ссыльных, которые даже на каторге занимались исследованием общества заключенных и местных народов Севера. Это удивительно потому, что мы знаем о Сахалине из уст великих русских путешественников Крузенштерна, Хвостова...из сказок типа "Юноны и Авось" или интеллектуального труда Антона Чехова "Остров Сахалин" (Лучше бы он писал свои гениальные рассказы, а не занимался переписью населения бывших каторжан и местных народов). Мы знаем героическую часть истории острова, но мы совершенно не представляем себе какова была жизнь на самом деле, при освоении окраин Российской Империи.

Хуже того, несмотря на новые технологии и коммуникации, связь в современном российском государстве между Западом и Востоком очень эфемерна и едва зиждется на мифической вертикали власти и редкими предвыборными поездками "ВИПОВ" на Дальний Восток. Местные люди здесь не ездят отдыхать в Россию или даже к дальним родственникам. В Россию вообще ездят только чиновники и нефте-газо-бизнесмены (Билет в из Москвы в Америку и обратно стоит в два раза дешевле, чем билет на Сахалин в один конец) Люди едут в Китай, Японию, Корею. Восток и Запад России объединяет только коррумпированная власть, налоги от природных ресурсов и каторжное прошлое.

К началу ХХ века на Сахалине было на одну женщину 8 мужчин.
Дело в том, что на Сахалинскую
каторгу женщин отправляли только в возрасте до сорока лет и не более чем на два года каторжных работ. Но и этого срока, как правило, они не проводили в тюрьме или на каторге. Формально их сразу привлекали к шитью или уборке помещений. Однако в действительности они выполняли роль "наложниц" чиновников или "выходили замуж" за бывших каторжан, живущих на поселении, но при условии, что женщины-заключенные будут продолжать выполнять каторжные работы.


Это был, своего рода, национальный демографический проект по освоению и колонизации острова. Как всегда по-российски "гениальный".

Понятно, что свадеб никаких не было. Требовалось только получить разрешение окружного начальника. Естественно, что такая практика абсолютно противоречила представлениям о святости брачных уз и способствовала реализации криминальной наследственности. Вот, например, что пишет один из русских путешественников того времени:
"Так называемые наложницы, т.е. ссыльные женщины, выбираемые поселенцами для дальнейшего проживания, считают вправе распоряжаться собственным телом по своему усмотрению. Они бросают своих сожителей при попытке хоть как-то ограничить их свободу поведения.... и если она бросает своего "хозяина", то ей ничего не остается, кроме сожительства с другим таким же. А это пострашней тех каторжных работ, к которым ее приговорил суд".

И далее, уже английский путешественник: "Женщин на Сахалине очень мало, но не следует забывать, что на сахалинской каторге женщины не выбирают, а выбирают их.... Перед глазами детей развернута широкая и ничем не закамуфлированная картина всеобщей проституции. В смешанных школах вошли в моду беспорядочные половые контакты, а отцы открыто торгуют своими юными дочерьми.... Может ли быть страшнее обвинение местным властям и всему населению, чем реплика одного из чиновников: "На Сахалине нет ни одной девственницы старше 9 лет".

Еще один факт, который привел меня в уныние. Почти половина из каторжан-женщин были осуждены за убийство собственного мужа или сожителя. Потрясающий демографический проект!

Другими словами сама процедура выбора женщины в качестве сожительницы аморальна и нравственно унизительна для нее, а дети от таких браков генетически потенциальные преступники, воспитанные на фоне развращенной криминальной среды.

Я не думаю, что мы далеко ушли в новом демографическом и национальном проекте. Пожалуй лишь в качестве создателей "благополучной многодетной семьи" используются уже не каторжане, а обнищавшее население России. Но это легко объяснимо, мы живем уже в начале 21-го века и приписываем себя к цивилизованному обществу, правда с оговоркой "о своем пути развития".


Смешно сказать, но почти в каждом месте, где я останавливался от Москвы до Сахалина, я находил в местной прессе обязательную газетную пульпу, где говорилось о росте рождаемости, уменьшение смертности и прекрасной работе "национального демографического проекта". В одной из старых газет было даже написано, что в день России (12 июля кажется) родилось на 73 человека больше, чем в 2006 году. Понятно, что это в официальных газетах, но в других газетах написано только о "настоящей" жизни московских поп-звезд и немного о Собчак.

Двумя этажами ниже, где я живу, есть ресторан. Сегодня ночью там была свадьба. По советской традиции авто-пробег к памятнику Ленина, потом к зданию с фонтаном ( краеведческий музей), потом ресторан. К двум часам ночи, из окна номера я наблюдал пьяный скандал со слезами между женихом и невестой. Около трех часов началась драка между гостями, в которой принимала участие и милиция. Я не знаю причин, но утром мне объяснили: "Какая же свадьба без драки?"
(Олег Климов)
p.s. фото "тайно" сняты на цифру в библиотеке Южно-Сахалинска (каторжники) и свадебная машина у краеведческого музея, бывший японский музей.