суббота, июля 28, 2007

Япона-мама и немного декаданса.

(Южный Сахалин). Я жду сухогруз. С Сахалина на Камчатку. Сухогруза нет. Я живу в гостинице за 1000 рублей в сутки хотя на самом деле эта жизнь не стоит и двухсот рублей. В моей каморке есть кровать, тумбочка, тусклая лампочка на потолке и маленький ТВ-бокс под названием "Тошиба-сан". Туалет общий в коридоре, а душ вечно занят или отсутствует горячая вода. Такой вот "стандартный номер", который даже у людей вечно проживающих в гостиницах, рано или поздно, вызывает депрессию.

Гостиница называется "Монерон" - это название острова на который упал, сбитый советскими войсками, южно-корейский "самолет-шпион". Я не шпион, но чувствую себя как-будто в другой стране. Из единственного окна моей комнаты виден парк и огромный памятник Ленину. Я люблю памятники, они вселяют в меня уверенность и говорят мне о вечном.

Я раздражаю дежурного администратора потому, что часто задаю вопросы и говорю "пожалуйста" и "спасибо". Однажды она даже спросила меня: "Почему спасибо?" Я ответил что-то в том смысле, что всегда приятно когда тебя благодарят. Она немного подумала и сказала: "Ну, тогда и Вам пожалуйста". Кажется мы нашли общий язык, но в моем номере все равно не убирают уже четвертые сутки подряд. Так я деградирую за свой счет.

Мрачная, злобная и толстая дежурная по этажу, которая вообще со мной не хочет разговаривать, однако перестирала все мои грязные вещи и положила записку-счет что я должен лично ей 80 рублей. Так дешево... В конце концов после рыбалки на Севере острова, я стал пахнуть лучше. "Хочешь быть европейцем - пахни лучше", - утверждает наш современник Пелевин. Смешная глупость, но справедливо замечено.

На улице дождь и сырость. На море шторм и ветер. Мой сухогруз где-то "потерялся" в Охотском море, но я успокаиваю себе тем, что это тоже профессия - ждать и надеяться.

По вечерам я хожу в маленький корейский ресторанчик, где всегда заказываю кальмары-фри и пью водку из элегантного графинчика как когда-то, наверное, здесь пили сакэ из токкура (бутылочка для сакэ) цвета яркого кобальта.

В силу безделья и тоски, я увлекся изучением остатков японской культуры на острове. В общем-то не удивительно, все что касается японской культуры времен 1905-1945 годов, здесь старательно было уничтожено.

Я купил в букинисте две книжки Мураками: одну художественную о "людях Хоккайдо"; другую- документальную о зариновой атаке в токийском метро. Новые друзья-островитяне дали мне совсем научную публицистику из Сахалинского музея о японцах и я как маньяк - читаю всю подряд и начинаю верить в божественное происхождения японских императоров. Например: "По приданию, через монументы происходило вознесение душ погибших воинов на небеса, где они превращались в богов - "ками"... Вот почему, оказывается, я так люблю памятники. И вот почему советские моряки недалеко от Корсакова использовали такой памятник в качестве прицельной мишени.

Странно, у кого бы я не спрашивал на улице о Японии и японцах - никто ничего не знает. Абсолютно. Только художник из краеведческого музея сказал мне: " О чем ты? Даже из музея выбрасывалось все японское, хотя музей изначально был японским".

Я долго думал почему так произошло, хотя понятно почему, но мне хотелось придумать логичную "теорию".

Дело в том, что японский 40-летний период истории на Сахалине (Карафута) совпал с бурным развитием японского воинствующего национализма и воспитания нации в духе Ямато - исключительности народа. Все это произрастало на почве идеологии тенноизма - веры в божественное происхождение императора и обожествление героев, погибших во имя императора. Проводниками и каналами распространения учения были различного рода школы и храмы, которые стремительно строились на Карафута (Сахалине) после победы в русско-японской войне 1905 года.
Другими словами, все что строилось и создавалось на Сахалине имело прямой "отпечаток" идеологии тенноизма. Грубо говоря тоже самое, чем занимался Гитлер в Европе.

Согласно ялтинским договоренностям южный Сахалин и часть Курил перешло в подчинение СССР после окончания войны 1945 года. Удивительно и то, что до этого остров был разделен границей по 50-й параллели между Советским Союзом и Японией. На советской стороне строились исключительно бараки для каторжан и ГУЛАГи, а на японской - вся инфраструктура страны "восходящего солнца", включая фабрики и заводы, разработку угольных шахт и железные дороги. Что называется почувствуйте разницу империй.

В 1945 году на остров пришла Советская Армия. Японские военные бежали, те кто не успел - расстреляли или посадили в лагеря, севернее 50-й параллели. Гражданское население продолжало жить и, со слов некоторых, их даже больше устраивали советский порядки, чем порядки шовинистической Японии. Хотя может быть речь идет не о японцах, а о корейцах или местных народов острова, которые были в прислуге у японцев.

Так или иначе, но в 1945 году на остров пришла другая идеология. Не менее мощная, но более циничная и агрессивная. В представлении этой идеологии было просто необходимо уничтожить все, что касалось прежней жизни острова. Это и случилось. Причем важно, что не существует ни одного более или менее известного приказа, указания или какого-либо документа - уничтожать все японское. Как говорят историки, была просто "негласная рекомендация". Потрясающе!

Я настолько увлекся "войной" двух идеологий, что позволил себе немного фантазировать в своей ужасной гостинице:

Триумф победы Советского Союза на Западе должен быть логическим триумфом победы на Востоке. Я просто уверен, что именно так рассуждал Сталин. Вскоре я вычитал в научных вестниках и получил подтверждение, что Сталин планировал оккупировать и остров Хоккайдо. Но что-то ему помешало, обычно говорят помешали два атомных удара на Хиросиму и Нагасаки. Но не будучи историком и совсем ничего не понимающим в истории взаимоотношений Японии и СССР, я позволил себе совсем грубую фантазию.

Когда-то много читая о Сталине, о его манерах, психологии и поведении, я почему-то вдруг уверовал, что Сталин хотел оккупировать Хоккайдо не больше и не меньше, но для того, чтобы создать на Востоке нечто подобное как это ему удалось проделать с Германией - разделить ее на ГДР и ФРГ. Другими словами Сталин планировал создать "японскую социалистическую республику" (!), которая включала бы в себя Сахалин, Курильские острова и Хоккайдо.

Я настолько увлекся этой идеей, что не поленился найти профессора, доктора исторических наук и задал ему этот вопрос. Честно говоря, он вначале рассмеялся. Но я привел ему аргументы и логику Сталина и, в конце концов, получил от него то, что хотел: "Это очень интересная мысль, но проблема в том, что никто и никогда не изучал этот вопрос. Мы только знаем, что у Сталина были планы захватить Хоккайдо, для историка это достаточно и мы не изучали причин почему Сталин хотел это сделать. Не изучали потому, что для нас этот вопрос был очевиден..."

Сидя в своем затхлом номере-каморке я был готов придумать голливудский сценарий или написать нон-фикшен на данную тему, но прежде отправиться на Хоккайдо чтобы найти японцев, которые жили в сталинские времена на Сахалине. Всего-то сорок километров от порта Корсаков и не надо ждать сухогруз, и гостиницы там наверняка лучше для путешественника среднего класса и ниже. .

Но вместо этого я стал разгуливать по городу и выискивать старые японские "сады камней", сделанные во времена губернаторства Карафута. Если нечего делать - это приятное занятие бродить по улицам и хоть как-то пытаться понять и почувствовать город. Я бродил так до тех пор, пока в кармане моих джинсов не вытекла шариковая авторучка. В силу простоты моего образа жизни, я размешивал ей растворимый кофе сегодня утром в своем убогом гостиничном номере. Жаль. Знаете, так бывает чертовски обидно из-за какой-нибудь глупости. Я называю это "теорией поверхностного натяжения", когда последняя капля переполняет сосуд и вся картина "мироздания" рушится. Силы поверхностного натяжения больше не в состояние поддерживать должный порядок и возникает хаос...

Я сидел в корейском ресторанчике и пил водку, закусывая кальмарами-фри с горчичным соусом, когда новый знакомый-островитянин рассказывал мне про каменные сады:

- Сад камней ,- говорил он, - Это имитация рая на земле. Классический японский сад - пространство, где можно пить чай или сакэ, но там всегда есть одно красивое место, недоступное по своей красоте всему живому. Место, в которое человек может попасть только после своей смерти - это "райский уголок". Почувствовать японские сады можно лишь в том состоянии, которое испытывал Экзапюри, когда мечтал выращивать розы на планете.

Мне стало ясно, мой новый друг - романтик. Я решил завязать с поиском японского "райского сада". "Слишком рано", - подумал я. Слегка на взводе, я вернулся в "каморку-Раскольникова". Памятник-Ленин торжественно приветствовал меня привычным движением правой руки из открытого окна номера и вселял уверенность в завтрашний день. Я люблю памятники. Через них происходит вознесение душ погибших воинов на небеса, где они превращаются в богов "ками". Красивая религия. Гораздо красивее чем вера в социальную справедливость. "Ленин-ками".

(На фото: 1. Декоративное блюдо "Самураи" ручной работы. Токио. Частная коллекция. Купленная у художника театра им Чехова за бутылку водки. 2. Памятник высадки японского десанта в 1905 году в районе Корсаково (Пригородное), расстреленный в качестве тренировочной мишени советскими моряками. 3. Надгробие с надписью: Здесь похоронена бабушка Хана со своим молодым внуком. 4. Фрагмент сакэдзуки (чашечка для сакэ) на дне которой изображение любимой женщины, которое проявляется когда в нее налить жидкость. Лучше сакэ или водку. Частная коллекция.)
(Олег Климов)