вторник, июля 03, 2007

"Сибирская Ривьера"


(Байкал). Пейзаж почти как в Сочи, только атмосфера другая и вода холодная. Лишь в июле по утрам туман медленно пробирается на берег с "озера-моря" тонкими ленточками, похожими на табачный дым от сигареты. Удивительно "живое" зрелище. Иногда кажется, что это дыхание Байкала.

Здесь нет таксистов на каждом углу с идиотскими предложениями для идиотов и нет проституток в барах с идеей blow job on the toulet. Как такси, так и девушку легкого поведения (ДЛП) принято заказывать по телефону. При это они don't give a flyin fuck to you, а просто называют реальную цену. Это значит, что вас не пытаются "прокатить" по признаку "местный-чужой" только по тому, что вы из Москвы или из другой страны.

Всех кто приехал из-за Урала уважительно называют "россиянами", всех кто ближе - "сибиряками". Не то что местные жители гордятся своим происхождением, скорее иронично к этому относятся, но высказывают уважительное отношение "зауральцам" потому, что где-то глубоко внутри, на генном уровне чувствуют: Сибирь - это не Россия.

Согласно нашей теории "сибирский менталитет" был сформирован в результате огромного смешения народов и наций, репрессий, ссылок, исторических поселений, суровой природы и просто необходимой любви к свободе. Свобода в Сибири - это не просто декларация прав и обязанностей, это нечто большее что касается практически каждой семьи, каждого человека в той или иной степени или в той или иной интерпретации понятия свободы.

Я, конечно, идеализирую "сибирский менталитет" в силу ряда личных причин, но вот пример: мы арендовали почти новую "Таету" с "правым рулем", других просто нет в прокате. Чтобы управлять ей с правосторонним движением, нужно иметь некоторые навыки, например, если вы всегда ездили на "европейский машине", то вы привыкли чувствовать правый борт авто, а левый борт контролируется вашим положением как водителя. Таким образом, вы "знаете" габариты вашей машины. При таких навыках, японская машина с правым рулем первоначально вызывает недоумение. Нужно время, чтобы перестроить выработанные привычки. Это похоже на то, что вы всегда думали правым полушарием, а вас вдруг заставляют думать левым.

В сутки аренда авто 1500 рублей, залог 5000 рублей на случай неприятностей. Я достаточно комфортно себя чувствовал внутри, если учесть что в салоне полный пакет всех возможных услуг, начиная от автономного пуска двигателя и кончая "говорящим" компьютером с идиотом-водителем.

Все было хорошо и придавало мне уверенности в управлении до тех пор, пока мы не заехали в речной порт Николы (Байкал) и, будучи на самом деле "настоящим морячком", здавая назад, я наехал на морской буй... Я видел его, просто не рассчитал габариты и надеялся пройти левым бортом, который в силу привычки управлять справа, я контролировал весьма условно. Проблема в том, что я не поверил в это с первого раза, подал вперед и наехал еще раз ;-( Надеюсь понятно, повреждения существенные на пластике бампера... Настроение соответствующее.
Должен платить, но вопрос сколько?

Сдавая автомобиль в компанию меня удивило одно обстоятельство: не было истерики, "наездов" и прочего с чем не раз сталкивался в подобных обстоятельствах. "Приемщик" просто спросил: "Есть проблемы?"... Посмотрел и сказал: "Да, проблема". И все, ничего более, без комментариев, без "разводов". Просто констатировал факт. Потом стал объяснять: эта часть машины стоит столько-то. Вы повредили такую-то часть бампера, соответственно это будет стоить столько-то... В итоге это стоило только 500 рублей. Я просто не мог в это поверить. Кроме того он сказал: вы превысили лимит в сутки на 80 км, опоздали на один час. Поскольку, вы попали в неприятную ситуацию, я делаю вам скидку на километраж и опоздание.

Черт возьми, я не разу не встречал такой формы сервиса в нашем СНГ-ом пространстве. Я даже думал, что во всем этом есть какой-то подвох и что меня сейчас обвинят в подмене двигателя "Таеты" на двигатель "Жигули" потому что "приемщик" открыл "капот" машины и тщательно сверил номер двигателя.... Однако нет, я только получил в придачу дисконтную карту и мы пожали друг другу руки.

И все-таки люди здесь удивительно открыты. Почти каждый встречный готов рассказать тебе историю своей жизни... Люди не становятся здесь агрессивными когда ты начинаешь вертеться вокруг них с камерой, чаще они начинают улыбаться и только спрашивают какого черта я тут делаю...и когда ты объяснишь им, то почти всегда слышишь в ответ: "Ну давай, фоткой меня!" Чаще это уже становится не интересным и, я просто болтаю с ними "о жизни вообще"... Проблема в том, что болтать и путешествовать мне нравится не меньше чем заниматься фотографией ;-)

Это был последний день в Иркутске и я провел вечер на набережной Ангары: заказал огромную порцию омуля (байкальская рыба), которая очень напомнила голландскую селедку в праздник рыбаков на острове Тексел (Нидерланды); выпил много пива, долго наблюдал за китайскими девушками за соседним столиком, пытаясь понять о чем они говорят и остался в полной уверенности: Сибирь - это не Россия. Точнее не та Россия, которая до Урала.
(Олег Климов)