вторник, мая 29, 2007

«Боже, храни фотографов!»

Можно сказать что это «откровенное наблюдение» попало ко мне случайно. Оно написано не фотографом, несмотря на то, что в начале речь идет от первого лица. Это сделала женщина, которая многие годы наблюдает за фотографом. Я бы даже сказал за фотографами.

Такое чувство: вроде как фотограф – человек искусства, независимый и гордый человек и вроде как прислуга - «маленький такой никчемный человечек». Такая вот показалась мне «достоевщина»….


Я ненавижу снимать свадьбы! Не то чтобы я гордый или брезгливый человек. Просто мне уж много лет из коих я половину как фотограф, и дерзаю себя иногда величать фотохудожником, особенно когда составляю текст для реклам к персональным выставкам. А тут такое…одним словом, нельзя отказывать олигархам! Тем более, если предлагают кучу денег, если ты их давно знаешь и снял про них херову тучу картинок (колоритных – тут уж вы мне верьте!). Ясен пень, короче говоря.

Вот она свадьба. Триста человек, сидят рядами, яблоку негде упасть, говорят напыщенные тосты и пока еще не пьяны. Каждый тост должен быть запечатлен и увековечен. Фотограф щемится между рядами, смахивает пот и весь погружен в творчество. Перед ним весьма нелегкая задача, как сделать так, чтобы эти рыла в конечном итоге оказались лицами.

Фотограф очень занят. Перед его глазами камера, вот уже очень долгое время он держит ее в таком положении и никак не нажмет на курок: видимо, пока нет материала для увековечения. Незаметно для себя, он движется между сидящими. Задним местом он ощущает угол стола… Какое однако узкое пространство!

Полное затишье среди гостей, оратор медленно, по капле цедит тост… Вдруг раздается несусветный грохот. Фотограф стоит посреди кучи льда и осколков стекла. О, ужас! Это ваза с шампанским, которая гордо серебрилась среди фруктов и всяких деликатесов. Теперь все ее содержимое пополам с подтаявшей водой и брызгами шампанского – вокруг ног мастера фотографии. Зал в шоке, зал в полном кошмаре, немо глядит на фотохудожника.

А он, заметьте, исключительно стеснительный и даже застенчивый человек. И ему необходимо продолжать работать. Пока официанты убирают брызги шампанского и помятый вазон, человек с фотоаппаратом незаметненько так продвигается от места своего позора, на его лице маячит жалобная улыбка. Наконец, перед ним – молодые.

Надо знать этих фотографов, чтобы понять их охотничью суть. Недавний позор забыт. Он с азартом целится камерой на невесту, та кокетливо улыбается, пытаясь затейливой позой скрыть довольно заметный животик. Перед столом гордо стоит букет невесты. Это произведение ведущих цветоводов Голландии само по себе впечатляет. Орхидеи, - сочные, белые, розы невиданных размеров и еще какие-то вовсе неизвестные цветы. Все это ошеломляюще шикарно, составляет предмет особой гордости хозяев торжества и приковывает взгляды всего зала.

Но фотографу нет дела до этого букета, фотограф пятится назад, его око приковано к новобрачным. Один, еще один шаг – и кадр состоится. Но нет, нет в этот раз. Потому что с букетом невесты покончено бесповоротно. Человек с камерой буквально сминает его своим телом, бедным упавшим телом. Зал раздавлен! Невеста – всмятку. О, какой кадр упущен!


Продолжение – тем же вечером. Фотограф дома, после переезда на новую квартиру, расстроен и несколько зол. Супруга его – уставшая хрупкая женщина, пытается найти место каждой вещи. Эта работа ею воспринимается как творческая, поэтому мужу она не доверяет ее. Фотографу сказано мыть двери. Он уныло отрывает кусок от половой тряпки и вымазывает новые евродвери известкой, только что собранной его супругой с пола.

Когда это замечает хрупкая усталая женщина, она очень шумно возмущается. Фотограф окончательно расстраивается и примерно полчаса слоняется по новой квартире. Супруга несколько обижена, но она все равно любит фотографа и он это знает. Поэтому он пытается снова ей помочь и
берет в руки тазик с грязной водой. Он идет в ванную комнату и легко, радостно выплескивает таз в ванну. Увы, увы! Те мелкие хрустальные дребезги, которые оказались в ванне и тот страшный грохот и крик хрупкой усталой женщины, что нельзя же выливать воду вместе со стаканом, да еще в «нашу новую чудную ванну» будут сниться ему всю ночь. И еще много чего будет сниться фотографу: опрокинутые лица олигархов, мятые орхидеи, брызги шампанского…

Какое счастье, что таких дней у человека с камерой бывает немного. И что есть рядом хрупкая, усталая женщина, которая перекрестит с улыбкой спящего мужа и прошепчет: «Боже, храни фотографов»!





Текст:
Нета Незванова
Комиксы: Херлуф Бидструп (клик на картинки для увеличения)

(Олег Климов)
P.S. "Достоевщина" - Психологический анализ в манере Достоевского (с оттенком осуждения).