Там, где гуляет Дьявол

Если быть верующим в Бога, то необходимо верить и в места, которые Он возлюбил и которые проклял. Если быть "стыдливым" агностиком (учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания между бытием и духом: Юм, Кант), то следует признать, что есть места на Земле, на которых происходят удивительные вещи не поддающие осознанию. И только если быть атеистом - можно быть уверенным, все, что происходит вокруг нас - прямое следствие человека, общества или Природы.

Так или иначе, но смею утверждать, что таким местом может являться Свердловская область.

"18 июня 1918 года, на другой день после убийства царской семьи, в Алапаевске было продолжено истребление членов Фамилии Романовых. Второе злодейское убийство превзошло по жестокости и цинизму даже екатеринбургскую трагедию: великокняжеских узников отвезли на заброшенный железный рудник в 18 км от Алапаевска, избивали прикладами и живыми сбрасывали в шахту. Первой столкнули в яму великую княгиню, которая крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят!»  

Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине 15 метров. Она не погибла сразу, поддерживала других заживо погребенных..."

"Свердловская прокуратура расследует дело о массовом убийстве женщин между Нижним Тагилом и Алапаевском. Их тела начали находить еще год назад в карьерах возле поселка Левиха. Обвинение предъявлено восьмерым мужчинам, которые организовали фирму предоставления интимных услуг. Следствие установило 15 фактов убийств. Как предполагается, сутенеры таким образом избавлялись от ненужных им проституток.

В захоронении были найдены тела 30 молодых женщин. 15 жертв удалось опознать, с еще 15 телами работают судмедэксперты. Жертв привозили в лес, некоторых неглубоко закапывали, а кого просто закидывали ветками. Останки успели растащить звери. Все погибшие числились пропавшими без вести..."

"В ночь на Рождество 2007 года был убит настоятель церкви отец Олег в поселке со странным названием Нейва-Шайтанка (Шайтан-Сатана), в нескольких километрах от города Алапаевска, Свердловской области. После чего убийцы, не особо искушенные в ценности икон, сложили все понравившееся им в сумки, облили лампадным маслом труп священника, деревянную утварь церкви и подожгли..."

На въезде в "Шайтанку" стоит огромный, новенький деревянный крест на фоне полуразрушенных, уже почерневших и полусгнивших деревянных домиков. Асфальт отсутствует. Только грязь и лужи. Людей не видно. В центре поселка городского типа - церковь в реставрационных лесах. Рядом с ней, на земле, стоит огромный позолоченный купол; отражает лучи солнца и ослепляет всяк проходящего...или входящего в церковь.

Деревня могла бы даже показаться симпатичной потому как обустроена она на нескольких холмах, на берегу реки, поворот которой украшает огромный камень, который так и называется  - "шайтан-камень".  Но когда въезжаешь в деревню нет обычно приятного "деревенского чувства" потому, что "всяк сюда входящий", глядя на крест, тот час вспоминает, что несколько месяцев назад здесь был зверски убит священник местными жителями. Вот уж действительно не место красит человека, а человек место.

Отец Олег приехал служить в эту церковь ровно два года назад, точнее в Рождество 2005 года, за два года до убийства. Судя из рассказов вдовы и близких ему людей, он был скорее всего "монархист", естественно не по политическим убеждениям, а по убеждениям религиозным и культурным. До сих пор в церкви висит множество бумажных икон убиенной царской семьи... Особенно выделяется икона святой Елизаветы, заживо похороненная большевиками всего в нескольких километрах от "Шайтанки". К слову сказать, отец Олег был убит прямо под этими иконами...

Место убийства отделяют две покрашенные в коричневый цвет деревянные скамейки, накрытые белыми, под кружева, пластиковыми салфетками, а обгоревший от поджога деревянный пол, прикрывают несколько уже повядших гвоздик, неизвестно от куда здесь взявшихся, скорее всего из города.

- Отец Олег много раз предлагал администрации сменить название поселка, - рассказывает Модест (художник-иконописец из Алапаевска)... Он считал, что такое название искушает людей. Дает им плохую почву для мыслей и веры. Чтобы не значило это на древних языках, а на современным русском "Шайтан"  означает "дьявол". (Сатана, злой дух в мусульманской мифологии).

- Нейва - это название реки, - объясняет Модест, - Многие так и говорят "чертова Нейва" или чертов камень на Нейве, а официально - Нейва-Шайтанка....

- Его убили в ночь на Рождество, - рассказывает вдова и мать четырех детей, - Обычной рождественской (ночной) службы не было в этот раз. У нас ремонт в Храме и провели только вечернюю службу. На эту службу и приходили в том числе и два подвыпивших убийцы, прости меня Господи... Приглядывались, наверное. Когда служба закончилась, основной народ разошелся, батюшка и меня домой отправил, а сам задержался по делам церковным... Они (убийцы) вернулись опять, вроде как исповеди просили...я ушла, ждала батюшку дома. Не дождавшись пошла в церковь, а там дверь открыта и все горит внутри...

- Они ничего не понимали в иконах, - рассказывает Модест, - Никаких ценных икон там не было. В основном штампы на бумаге и картоне. Это ценность только для верующего человека... Священника сильно ударили по голове вон тем большим подсвечником, - показал Модест на слегка обгоревший церковный подсвечник, - Потом  маслом облили тело, скамейки, стены и подожгли....
Часть икон они закапали недалеко в снегу. Часть взяли с собой и поспешили в Алапаевск... И вовсе не милиция их нашла...Один частный охранник встретил их на дороге, а когда вернулся домой в Шайтанку, узнал о убийстве, то взял несколько человек из местных и отправился назад, в город. Так и нашли их...но милиция боялась их держать в нашем районе, увезли в Нижний Тагил... Местные люди убить могли или самосуд устроить...

Сын убитого священника Иван, лет 10-11, сам смастерил себе автомат из дерева и с местными мальчишками играл в войну вокруг церкви, позируя перед моей камерой. Иногда они забирались на колокольню церкви и звонили в колокола... Когда Иван веревками касался колоколов и издавал только ему ведомые "мелодии духа", его взгляд менялся, становился каким-то неистовым... Я тоже впервые попробовал  звонить в церковные колокола и тот час почувствовал какую-то огромную силу, магию, которая охватывает тебя, кружит и заставляет все больше и сильнее звонить... В церкви нас угостили чаем и рыбным пирогом. Рыба была поймана в реке Нейва. Пирог был вкусный.

В самой Шайтанке удалось поговорить только с пьяными. То ли потому, что это был "родительский день" и все поминали своих предков разбавленным и разлитым по бутылкам техническим спиртом, то ли от того, что в деревне этой живут одни пьяницы...

Поскольку я произвожу впечатление не "человека дождя", а "человека с похмелья" (фото Remco Reiding), то был легко и быстро принят в деревенскую компанию:

- А чо мы думаем про священника? Да не хуя мы не думаем. Мы - атеисты, - смеются они и предлагают выпить, а потом еще купить бутылочку.

- Не могу я, за рулем я, - отвечаю.

- А чо за рулем? Ментов у нас нету. Мы сами себе хозяева. Хошь на берег реки поедем, выпьем и Шайтан-камень покажем? Красиво там!

Шайтан-камень я, все-таки, поехал посмотреть. Это скала выпирающая из высокого берега реки и чем-то похожая на бугристую спину динозавра или крокодила, только во много раз большего по размерам.  Если зайти на нее, то открывается вид на всю деревню. Очень похожий вид, если забраться на колокольню церкви. Только одно отличие: с высоты церкви видно "шайтан-камень", а с высоты "шайтан-камня" - церковь не вписывается в панораму поселка, остается немного сзади.

Дело даже не в том верующие мы, агностики или атеисты. В деревне, и не только в Шайтанке, потрясает другое - отсутствие вообще каких-либо человеческих ориентиров. Я видел как люди убивают друг друга по самым разным причинам на войне. Но, все-таки, это были причины и идеалы, пусть даже ложные идеалы... Но просто так нажраться "омывателем стекла" под видом водки, просто так избить жену или соседа, просто так убить священника. Я не могу этого понять. Не могу понять и поэтому придумал свою версию убийства:

Церковь Петра и Павла в Шайтанке - единственное место, где ведется какое-то строительство, работают люди. И люди же поговаривают, что купол церкви чуть ли не весь отлит из чистого золота, что у попа много денег и что хватает ему не только на хорошую жизнь, но и на такие затраты - как реконструкция церкви (реконструкция происходит за счет Российского Фонда, пожертвований прихожан не хватает даже на содержания одного сотрудника церкви). Во всем остальном в деревне: непролазная грязь на дорогах весной и осенью; отсутствие вообще какой-либо работы для местных людей; беспробудное пьянство...и если присутствует хоть какая-то вера в Бога, то вера в завтрашний день в этом мире - отсутствует полностью.

Вот такие людишки и ходят каждый день мимо церкви, мимо позолоченного или даже "золотого" купола, который отражает яркие солнечные лучи и, как бы, делает мир светлее. Только все это никак не касается этих маленьких людей в маленькой деревне с дьявольским названьем Шайтанка. Разве что войти в церковь, посмотреть на дешевые иконки, которые кажутся им чуть ли не рукописными Андреем Рублевым. И люди эти, как в сказке Пушкина "О попе и его работники балде" вдруг начинают своим умом думать, думать о несправедливости мироустройства, о вере в Бога и о самом себе. Прежде они никогда не думали сами, за них думал Царь, а потом Советская власть.

Что надумали эти люди? В начале расстреляли Царя. Один из основных идеалов России был, между прочим, после самого Бога, разумеется. Потом его семью. Сожгли и закопали.  Избили и заживо закопали на следующий день родственников царской семьи...

И вот в наше время..в конце концов уничтожили Советскую власть, но вместе с ней и "идеал строителя коммунизма", тоже вера была, между прочим, вера вот для таких людишек...И сейчас: тридцать трупов молодых девушек, отказавшихся стать проститутками  закопали в яму. Некоторых насиловали и убивали. Некоторых закапывали заживо. Просто так, чтобы не было свидетелей или как уже не нужную вещь.

Кадилом по голове убили священника, который каждую свою службу начинал за упокой Царя Николая и святой княгине Елизаветы... Убили, как бы из-за икон или из-за того, что поговаривали - купол отлит из чистого золота.

Все это случилось в радиусе 150 километров за последние 80-лет. И наверное не зря люди здесь говорят не только о золотых куполах, крестах, но и о "ритуальных убийствах"...

Любое убийство в какой-то степени ритуал, массовые убийства тем более. Только кажется мне, что это меньше всего касается Бога, Царя или Дьявола. Это результат народного невежества, врожденной жестокости, чудовищной зависти и сегодняшней "новой веры" в золотого Тельца; вера в золото, где бы оно не отражало солнечные лучи: на толстых шеях бандитов, на изящных пальцах красавиц, в улыбках азиатских народов-братьев, на палубах яхт олигархов, в подарках Президенту или на куполах золотого Православия. Это не вера в Бога. Эта вера в ритуал, вера в форму, при отсутствии содержания... потому что содержание, а не форма определяет веру человека.

В моем представлении "Бог" и "Дьявол" - всего лишь сочетание содержания и формы. Форма и содержание определяется народом, всеми нами...Другими словами, "формалист" Дьявол гуляет там в России, где отсутствет "содержание" нашего великого  народа, где содержание имеет, если вообще имеет, лишь ритуальный характер, придуманный нашими предками, где убийство мотивировано формальными аргументами лишь социального уровня.

На пустынной дороге между "Шайтанкой" и Алапаевском "голосовал" монах. Я остановил машину. Разговаривать было трудно, он оказался немного глухим и всего лишь 23 лет, но когда мы объяснили, что ищем место гибели княгине Елизаветы, монах просто ответил: Я еду туда же и могу показать вам дорогу." Потом добавил: "Бывает же так, пути Господни не исповедимы, я бы только к ночи пешком дошел..."

- Два дня назад, - сказал монах, - К нам в монастырь ворвалась милиция... Арестовали всех послушников у которых не было документов... Только потом объяснили, что приезжает какой-то министр Иванов на совещание в Екатеринбург и может быть посетит наш монастырь и место гибели княгине Елизаветы...

В официальной хронике это называлось "предупреждение возможных террористических актов". Один из послушников оказался ранее судим... готовил ли он террористический акт против Сергея Иванова - не сообщалось.

(На фото (Олег Климов) Сын священника Иван, в церкви Петра и Павла, место убийства, местные пьяницы вместе со мной (Remco), "Шайтан-камень" и просто сама деревня). Свердловская область.

Популярные сообщения