понедельник, февраля 12, 2007

WorldPressPhoto: между glossy и войной.


Безусловно - Worldpressphoto - зеркало Мира. Но важно понимать, что мы видим в этом зеркале. Отражение действительности, самих себя или просто констатацию: " как ужасно жить там и не жалуйтесь, что мы плохо живем здесь". Здесь, имеется ввиду "Запад", там, конечно, имеется ввиду "Восток". Когда эти два представления образа жизни сталкиваются, то в лучшем случае появляется фото, как гран-при на нынешнем Конкурсе журналистской фотографии, а в худшем, например, 11 Сентября, война в Чечне или Ираке. Однако следует понимать, что журналистская фотография всегда есть следствие, а причиной является несовершенство нашего мира.

Проблема Конкурса WPP очень похожа на ту, которая присутствует в журналистике в принципе: как, почему и зачем мы выбираем те события, которые становятся значимы в течение дня, года или столетия. Всем известно где, сколько и почему погибают людей во время войн или катастроф, но убийства продолжаются. Всем известно, что в мире больше чем достаточно продуктов питания чтобы несколько раз обеспечить всех нуждающихся, но миллионы людей по-прежнему умирают от голода. Другими словами, как и тысячи лет назад, так и сейчас речь идет о "социальной, политической, религиозной... несправедливости устройства мира".

Скорее всего можно утверждать, что задача журналистики, в общем-то, сводится к профессии "переговорщика" (middleman) у которого есть возможность понимать и выражать права и позиции как одной стороны так и другой. Это теоретически, но практически случается так, что "переговорщики" являются представителями одной из противоборствующих сторон. Здесь и начинаются трудности.

Известен пример, когда врач, который только хотел лечить людей из Аль-Кайды, подвергся судебному преследованию в Америке. Также я знаю врача, который был вынужден бежать из России только потому, что лечил боевиков Басаева. Все это - реальные факты нашего времени, которые в том числе касаются и журналистики. Факты, когда речь не идет о человеке как таковом, а начинаются политические пристрастия, включаются законы государства, которые работают для одних и игнорируются другими. В данном случае клятва Гиппократа или элементарные права человека.


Гран-при прошлого года лично для меня не стал "фотографическим открытием", но лишний раз доказал то, насколько конъюнктурна и цинична наша профессия: шикарный кабрио с очаровательными девушками на фоне развалин Бейрута после израильской бомбардировки. "Милый" сюжет и я почему-то вспомнил фотографию, которую я снял во время землетрясения в Армении в 1988 году: напыщенный чиновник тщательно моет свою черную волгу на фоне развалин Ленинакана. Вспомнил потому, что редактор тогда меня назвал циником, когда я предложил опубликовать это фото в рамках репортажа. В то время даже предположить было невозможно, что подобный сюжет может стать фотографией года. Фотографией года была Армения, но это была фотография человеческого горя, а не цинизма профессии и обстоятельств.


Любой фотограф может сказать, что фотография гран-при далека от фотографического совершенства как композиционно, так и по простоте сюжета. Типичный продукт Getty images - немного глянца и грязи. В отражении очков симпатичных девушек можно без труда найти и автора фотографии и его коллегу, снимающего совсем другой сюжет и не ведущего о том, что его товарищ уже сделал гран-при Worldpressphoto.


Что это значит вне области фотографии? Это значит, что мир стал более "глянцевым" и еще более "грязным". А война, будь то Чечня, Бейрут или Ирак как была так и осталась с одним и тем же сюжетом - убийство и человеческое горе. Но проблема в том, что это больше уже никого не волнует и мало кого касается как прежде.

Что это значит для Worldpressphoto? Фиктивность декларирования гуманитарных задач Конкурса или, как раз, желания показать разницу между "плохой войной" и "хорошим миром", между "югом или севером" Бейрута, между Востоком и Западом? Трудно сказать, но очевидно одно: человеческие приоритеты в мире значительно изменились и гуманизм, сострадание больше не в фаворе нашего гео-общества. Складывается такое впечатление, что Конкурс WPP "высек сам себя" за то, что больше 50-ти лет пропагандируемые им человеческие ценности всего лишь фикция, «гуманитарный проект» или «концепция Запада».

Нет ничего удивительно и в том, что в этом году российские фотожурналисты не отличились вообще и скорее всего потому, что документальная фотография в наших масс-медиа все больше и больше напоминает glossy с элементами использования фотошопа и мотивирована лишь тем, якобы, что "народ устал". Однако, скорее всего, "устали" фотожурналисты или "исчезли", или их труд стал всего лишь не востребован.

Так или иначе, но Конкурс WPP это не столько конкурс на лучшую фотографию, сколько, прежде всего, попытка понять кто мы на самом деле в этом году или сто лет назад и куда мы идем. Понимание этого не внушает надежду, но побуждает говорить. Для этого и нужны "переговорщики". Для этого и необходимо "зеркало" в котором хоть раз в год мы можем увидеть самих себя.

И чтобы мы не говорили, но WPP - фотографическая квинтэссенция мира, состоящая из множества кадров с изображением войны, горя, страдания и несправедливости. Так ли это? Я уверен, что так. Достаточно посмотреть английский альбом фотографий "20-й век" в который вошли нескольких тысяч фотографий чтобы убедиться, что ничего значимого в прошлом веке не произошло кроме начала и конца множества войн и революций, человеческого горя и страданий. Все остальное - лишь пропаганда и конъюнктура. Блондинка и брюнетки в кадре гран-при состарятся, но последующие поколения будут знать главное - как и почему у нас были такие представления о "войне и мире". Это и будет главным критерием оценки нашего времени.(Олег Климов для "RR ")

Photo by Spencer Platt, USA, Getty Images/WPP