среда, февраля 14, 2007

"Человек-агентство"


Уже давно и много говорят о "блогизме". Но меня интересовала лишь часть этого явления. Сказать "фотоблогизм" наверное еще невозможно... по ряду причин. Фотография, нормальная фотография не появляется каждый день, как требует того блог или ЖЖ. Хорошая фотография появляется еще реже, а "гениальный шедевр" может не появится никогда за всю несчастную жизнь фотографа. По этой логике, в принципе, фотоблогизм не может существовать в чистом виде. Как модно говорить - не тот формат. Поэтому, наверное, существуют различного рода симбиоз.

Интересно уже то, что многие фотографы имеют свой блог независимо от того, что они в нем публикуют. Есть также некоторые объединения (community) по стилю, жанру фотографии и есть даже такие, который выпускают свою "альтернативную" ленту прессфото. С точки зрения издательства или агентства это может показаться глупостью, забавой, игрой и прочее. Однако это реальные объединения с реальными фотографами, их интересами, позицией.... Их объединяет не только это, но и тот факт что СМИ (как правило они работают в реальных СМИ) не удовлетворяют их творческие потребности, амбиции или что-то другое. Этот факт почему то никто не хочет исследовать.

У меня есть некоторый печальный опыт создания фотоагентства еще в 1995 году, когда коммуникации и технологии только начинали развиваться и передать одну фотографию методом "mac to mac" могло стоить дороже чем предполагаемый гонорар. Но сейчас все изменилось, однако изменилась и ситуация с агентствами как большими, так и с малыми. И мне видеться (хочется видеть) реальная возможность объединения фотографов совсем на иных принципах, которые работали в 20 веке. Скажем так.


Алгоритмы создания агентства выглядел примерно так:


1.Объединяются несколько фотографов и нанимают себе агента по продажам или менеджера, или того и другого в одном лице. Платят ему проценты с гонорара или фиксированную плату, или то и другое вместе. Начальный капитал не требуется.
По этой схеме было создано достаточно много "малых" агентств в мире. Есть очень известные, есть которые давно умерли.

2. Собираются менеджеры, собирают начальный капитал, открывают агентство, нанимают "удобных" (нужных и тп) фотографов и начинают работать. Способ более дорогостоящий, но и более эффективный в плане "раскрутки" и финансового благополучия для тех фотографов, кто привык делать то, что им говорят и получать зарплату порядка 400 долларов в месяц.


Конечно, возможно различного рода симбиоз, но суть в данном случае не в этом(подробно можно посмотреть здесь). Следует, однако, заметить, что фотографы, как правило, не обладают сколько-нибудь выдающимися способностями в организации "производства", а реальные "манагеры" настроены, прежде всего, на прибыль в агентстве, причем быструю прибыль, нежели следить и контролировать качество фотографий. Можно сказать и больше, современные "бильды" имеют очень странное представление о фотографии в принципе и ориентированы на "профессию фотонаходчика", чем сколько-нибудь понимающего в фотографии редактора. Кто ставит фотографии на полосу - почти всегда загадка и очень часто этим занимается главный редактор, просто из-за любви к "семейной фотографии" или в результате снобских амбиций, что если он редактор, то в фотографии уж точно специалист....

Но вот в чем идея этого post: в результате моего примитивного исследования и наблюдений, мне кажется, что есть реальная возможность для принципиально новой профессии в области фотожурналистики, это могут быть так называемые "агенты" (которых, кстати, очень много в арт-фотографии) фриланс-редакторы или назовите как хочется. Идея очень простая: существует целый пласт "невостребованной" фотографии, которая не попадает в агентства и издания по очень разным причинам. Эти фотографии можно реально отследить в интернете и, главное, отделить "пульпу" от кадров - раз. Два - предприимчивый человек, понимающий фотографию, может легко это группировать, кроме того, он же может выбрать 3-5 фотографов из этой группы и торговать их фотографиями как архивом, так и новыми. Для этого в отличие от пунктов 1 или 2 - вообще ничего не нужно.


В общем-то в "малых" агентствах этим и пытаются заниматься в том случае, если агентство не представляет собой "сливную яму", а продает авторов. Кроме того, как правило "малые" агентства существуют не за счет продаж, а за счет так называемых assignments (заказ), которые они получают от издательств и делят пополам с фотографом, где "бильд" агентства, в лучшем случае, получает малый процент от этого и такую же маленькую гарантированную зарплату. Понятно, что речь не идет о другой деятельности агентств кроме фотожурналистики, будь то корпоративная съемка или торговля наркотиками.


Или такой еще аргумент: если во многих изданиях и агентствах уже давно не существует "штатных фотографов", но почему есть "штатные редакторы" или "бильды". Разве они не могут работать автономно и независимо? И разве не будет это составлять конкуренцию более качественную как в случае с фриланс-фотографами?


Кроме того, если проследить последнюю историю агентств на рынке, то получается примерно такая картина: было огромное множество альтернативных агентств в "упрек" "монополистам" как АП, Франс-Пресс..., которые делали более качественную фотографию и более "индивидуальную" для определенных масс-медиа. Затем, практически все эти агентства скупили монстры типа Getty и Corbis. Идея была рассчитана на качество и на всеобъемлемость. В принципе результат получился средний, но отличный от АП, Ройтер...Другими словами сработало. Однако логично предположить, что развитие технологий и коммуникаций сейчас позволяет создать еще проще структуру, чем "малое" агентство и добиваться более качественной продукции, но на меньшем рынке, это может быть "человек-агентство" о котором я говорю здесь.

Все это, может быть, показаться слишком теоретически и фантастически, но поверьте мне, любой, более или менее сообразительный "бильд", говорящий по-русски и английски, может легко осуществить этот проект. При этом не нужно будет терпеть унижений тупых начальников, требовать повышение зарплаты или своевременной ее выплаты, выслушивать не компетентные коменты о фотографии, фотографах и прочую херню на которую охотны все, кто выше "бильда" и кто оказался крайним, когда штатных фотографов "выгнали" из редакций.


Так или иначе, но если это направление на фоторынке журналистики будет развиваться, то могут быть очень интересные результаты и перспективы.(Олег Климов)
Фото: "Crab" from http://community.livejournal.com/photo_polygon/