пятница, февраля 02, 2007

"Гендерная фотография"


Просто хотел бы уточнить некоторые детали относительно поста "Фотография без фуя". "Наезд" во общем-то был ожидаем, но я не думал, что мнения разделятся на мужскую и женскую половины.

Не думал, что мужчинам и женщинам придется отстаивать не сколько стиль своих фотографий, сколько те или иные гендерные стереотипы.


Превратив поэтическую и фрейдистскую мысль Павла Когана:

"Я с детства не любил овал,
я с детства угол рисовал..."

применительно к фотографии, я, признаться, не думал, что это вернется ко мне лично.
Как априори, я предположил, что фотография в частности, искусство и архитектура имеет "мужское начало". Мысль далеко не новая и давно муссируется феминистками как аргумент в пользу "мужского насилия".

Каждый день сталкиваясь с "фото-глянцем", естественно задуматься о причинах этого явления. Гламур стал присутствовать не только в специальных изданиях, он, каким-то образом, стал попадать на страницы общественно-политических изданий, в новостные программы и тп.
Я даже не так давно слышал идею, высказанную по ТВ, о необходимости "гламур превратить в национальную идею", высказанную то ли Робски, то ли Собчак.

Феминистки могут казнить или миловать меня, но я убежден, что гламур имеет прямое отношение к "женскому началу" и если это называется творчество, то ему есть определенное название. Просто признайте это или докажите обратное.

Говоря об этом, я совсем не хотел унизить роль фотографов-женщин в документальной фотографии и журналистике, которые, в моем представлении, сделали фотографию гораздо чувственнее, красивее и гуманнее за все историю преобладания "мужского начала" в профессии.

Однако отличительные методы и стиль этих женщин не имеет ничего общего с современным "сюсюканьем" и "мастурбацией" модных фотографов и фотографинь вместе с их гендерными редакторами.

Я хотел сказать, что не молодые мальчики и девочки порождают гламур в масс-медиа, я хотел сказать, что уже существующий гламур стимулирует появления фотографов и фотографии "вагинального содержания" - отсутствия действия, "полезной агрессии" и, как правило, визуального содержания. Фотографии о форме и при полном отсутствии содержания.


Я не отрицаю самой возможности существования такой фотографии, но я против того, что она становится "национальной идеей" и доминантой в современном искусстве фотографии.


Если бы я не упомянул и не подчеркнул разность полов, то все дружно бы осудили гламур как явление, причем те, кто вынужден делать его и все остальные. Но это была не провакация, просто мы так устроены. Нам нравятся женщины или мужчины, но мы привыкли ходить "отдельно"... Боюсь, что с привычками надо уметь расставаться, например, как с выпивкой или куреньем.


На фото Ляли Кузнецовой из серии Азия трудно не заметить "мужского начала" в данной фотографии.